Главная / Эффект присутствия
Авторизация Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

     
информационный
портал города
Шахты 

Наездники на ветре. Шахтинские парапланеристы закрывают сезон

27.10.2014 12:22 КВУ Газета

Кто бы мог подумать, что террикон — это не только напоминание о шахтерском прошлом нашего города, но и целая экстрим-площадка для занятий парапланеризмом? Именно так выглядит террикон бывшей шахты «Южная» глазами Валентина Скрыпникова и Вячеслава Жестовского - любителей оседлать восходящие потоки и взмыть в небо, созерцая город как на ладони. Безумцы, скажете вы? Нет. Настоящие романтики.

Место, погода, навыки
- Здесь ветер встречает препятствие и меняет направление, тянет вверх, - объясняет механику полета Вячеслав, попутно раскладывая красное крыло на восточном склоне террикона и проверяя стропы, - а дальше вон там, над полем поднимается пар. Взлет почти всегда происходит против ветра. Можно и с боковым, но там уже сложнее. А вообще, я всегда говорю так. Для безопасного полета нужны три вещи: хорошее место, хорошая погода и хорошие собственные навыки.

На дворе — хмурый октябрь, порывистый ветер треплет пожухлую растительность на склонах террикона, кое-где от тлеющей породы поднимаются тонкие струйки дыма. Рядом с Вячеславом свой параплан распаковывает Валентин. Скоро сезон полетов подойдет к концу.
Даже отсюда, со сравнительно небольшой высоты открывается отличный вид на Шахты. Вон вереницей тянутся по М-4 грузовики, вон возвышаются купола Покровского собора, три четырнадцатиэтажки отмечают центр города, остальное — бесчисленные домики, трубы, радиоантенны, утопающие в еще не опавшей листве деревьев.

- Ветер сильный, пусть немного поутихнет, - продолжает Вячеслав, - идеальная скорость 3-5 метров в секунду и, самое главное, без сильных порывов. Даже при относительно высокой скорости ветра можно летать, но если идет порывами — сиди на земле. Иначе теряется управляемость, сложно поймать поток, может внезапно швырнуть на склон. Такое приземление — не из мягких. Как-то раз два месяца с поломанными ребрами пролежал...



Жесткая посадка
Кажется, рассказы наставника о сложных полетах и поджидающих опасностях только раззадоривают относительно недавно занимающегося парапланеризмом Валентина. Он вспоминает один из своих первых полетов весной этого года.
- Стартовал с западной стороны — самой хорошей, там склон пологий, и ветер идет ровно, без завихрений. Полетать-полетал, а с приземлением вышла беда. Короче, врезался в тополь и повис на стропах в нескольких метрах от земли. Пришлось коллеге стягивать меня за ноги (улыбается). Что интересно, крыло осталось целым.

Высокие тополя — не единственная опасность, поджидающая парапланериста на земле. Есть еще высоковольтные линии, которые нужно либо перелететь, либо обогнуть. Еще может унести вдаль от террикона, да так, что сам обратно не доберешься. В общем, партнер с личным автомобилем — незаменим.

- Знакомые ребята взлетали в Каныгине, а приземлялись в Сальске. Можешь представить — 170 километров по прямой, на большой высоте. Несколько часов полета при довольно низкой температуре. Каждые сто метров вверх это минус 1 градус, - воодушевленно повествует Вячеслав, - разумеется, в Сальске их встречали на машине, отогревали. Плюс, летели ребята с запасными парашютами.

Вверх!
- Вы только не снимайте с подветренной стороны, - предупреждает меня и фотографа Вячеслав, - натянутая стропа на скорости, как лезвие бритвы — порежет, мало не покажется.

Пока мы беседуем, ветер немного стихает. Вячеслав решается на первый полет. Предельная концентрация. Парапланерист держит в руках стропы, прислушивается к ветру и внимательно смотрит на крыло, будто становится с ним единым целым. Рывок... Взлет!
Следом с небольшим перерывом взлетает и Валентин. Некоторое время в полной тишине два параплана висят в воздухе. Экстримальщики ловят поток, пытаются «объездить» капризный ветер. Спустя минуту он уносит яркие крылья за террикон, где они плавно опускаются и теряются из виду. Первым возвращается Валентин.

- Полетал, и сразу на душе хорошо, - с горящими глазами кричит парапланерист, опережая вопрос о том, зачем ему нужен такой риск, - сложно объяснить, пока сам не почувствуешь. Ну, это как будто ты в рюкзаке за спиной носишь самолет! Только у самолета двигатель, фюзеляж, а тут ты со стихией наедине. Полная свобода.

Подтягивается из-за склона Вячеслав.
- Так дело не пойдет. Надо сворачиваться. Ветер так и тащит, не переборешь. В хороший денек можно летать и 40 минут, и час. Сейчас приходится сразу убегать от склона — здесь турбулентность. Иначе опасно. Завернет крыло за стропы — и пиши пропало. В лучшем случае, будешь приземляться на одной половине.

Парапланеристы упаковывают рюкзаки, но не расстраиваются. Еще будет время расправить крылья.

Цифры:
100 000
рублей в среднем стоит крыло параплана в переводе на российскую валюту;
502
километра составил мировой рекорд по открытой дальности полета на параплане (2008 год);
4 526
метров составил мировой рекорд подъема в высоту на параплане (1993 год).

Словарь парапланериста:

Купол — самая заметная часть параплана. Наполняясь воздухом, тканевая структура купола приобретает большую жесткость и позволяет «опираться» на воздух;
Свободные концы — элемент управления параплана;
"Аксель" — так сокращенно называют акселератор — элемент управления параплана, который позволяет менять ориентацию крыла относительно воздушного потока;
Угол атаки — угол, под которым стоит крыло по отношению к потоку воздуха/ направлению ветра;
"Маятник" — точнее, эффект маятника — раскачивание пилота относительно купола и запаздывание реакции на управляющие воздействия. Эффект маятника опасен из-за возможности складывания крыла в воздухе;
Заднее сваливание — еще один опасный эффект, при котором параплан заваливается назад, на спину парапланериста. Происходит это из-за прерывания плавности обтекания крыла воздухом.


Подготовили Максим Рябченко и Роман Салов


Фотогалерея

Скрыть комментарии (2)
0  
Гость
Круто не знал, что в городе есть такое
Имя Цитировать 0  
0  
Гость
Наездники на ветре??? Могуч и велик русский язык!
Имя Цитировать 0  
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Подпишись на сообщество в ВК:

Новости коротко

Проекты и акции

Люди города

Люди города

НОВОЕ! Этот проект посвящен нашим горожанам. Каждый человек, о котором мы пишем в проекте, - это особенная личность, вносящая огромный вклад в развитие города. Люди культуры, бизнеса, политики и спорта - узнайте их с той стороны, с которой вы их еще не знали. 

Подробнее