Главная / Новости
Авторизация Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Шахтинец рассказал о курьезах и железнодорожном прошлом «Северного переезда»

28.03.2019 13:48:43 | KOTI


Там, где в Шахтах шуровали паровозники.

Виктор Перцев, краевед, родился и вырос в Артёмовском районе. Он попытался разобраться в хитросплетении дорог и рассказал о том, почему одно из мест города Шахты называется «Северный переезд»:

- Сейчас трудно поверить, что когда-то в этих, поросших осокой и камышом местах, кипела трудовая жизнь и ходили поезда.

Почему «Северный переезд»?

За годы первого пятилетнего плана развития народного хозяйства 1928-1932 г.г. в городе Шахты планировалось строительство новых промышленных объектов, в том числе три новых шахты: «10 лет ЗИ» («Десять лет За Индустриализацию» позднее «Нежданная»), «Ново-Азовская», «имени газеты «Комсомольская Правда» (Комправда). Необходимо было оборудовать подъездные пути к ним.

Железная дорога от станции «Власовские копи» до «Комправды» пролегала по нынешним улицам Волконского и Кривошлыкова. Недалеко проходил шлях (тракт) Ростов-Воронеж. Позднее шлях стал называться автодорогой Ростов-Воронеж. На пересечении железнодорожного пути и шляха был оборудован переезд, названный «Северным». А «Северный», потому что в километре от этого места в сторону Ростова-на-Дону шлях пересекал другой железнодорожный переезд, расположенный на подъездной железной дороге к шахте Елпидифор, построенной в 1911 году, а в советское время переименованный в шахту имени Артёма. Кроме этого, тут же шлях пересекал магистральную железную дорогу Каменоломни (Максимовка) – «Власовские копи» – железнодорожный вокзал «Шахтная», но уже в качестве ответвления на въезде в жилой массив рудника «Елпидифор». Это в районе улицы Довженко, место, называемое ГУТАП. До 60-х годов в месте переезда ещё были целы столбики, имевшие характерный бело-чёрный окрас, но проезд уже был закрыт. Ныне на месте этого переезда находятся магазин и база (стройматериалы).

Отклонение

Мало кто знает, что шлях проходил с самого своего возникновения через территорию ныне закрытой шахты имени Артёма. После начала строительства Елпидифора шлях сдвинулся в сторону улицы Капустина и пошёл далее через хутор Маркин в сторону посёлков Октябрьского, Красина и Гагарина (Поповка) на Каменоломни (Максимовка). А от улицы Капустина – через переезд и территорию, впоследствии занятую автобазой №6, по улице Горняцкой и далее в сторону станицы Владимировской. Во время шестой пятилетки были построены автодорожные магистрали Шахты –Каменоломни, Центр –Артёмовский район. Появилась новая дорога Каменоломни – Шахты – Артём. Часть её проходила по нынешнему проспекту Ленинского Комсомола, улицам Довженко, Волконского, и далее через «Северный переезд» по улице Горняцкая. Рядом расположена улица Трактовая. После постройки новой автодороги Воронеж-Шахты в 1966г., входящая в город через Артёмовский район дорога, потеряла своё стратегическое значение, перестала быть единственной. Данная автодорога ныне существует как технологическая, используемая керамическим заводом в п.Каменоломни для подвоза глины с Владимировского карьера, а также для подъезда в хутор Сидоровка, Маркин и другие.

Случай на переезде

В конце хочу поведать курьёзный случай произошедший, когда в этих местах ещё ходили поезда. При подходе к переезду железнодорожного состава шлагбаум опустился. Туда подъехал мотоциклист, а за ним остановилась телега с лошадью, легковая машина и ещё какой-то транспорт. Все стоят ждут открытия переезда. Мотоциклист не глушит мотор, газует. Близко стоящей к нему лошади это не понравилось, и она схватила мотоциклиста за шиворот. Он испугался вскочил с мотоцикла и уставился на животное, а водитель легковой машины смеясь посоветовал дать ей по морде. Мотоциклист недолго думая замахнулся. Лошадь с телегой попятилась назад, а снизу телеги торчали трубы. Этими трубами она въехала в радиатор машины весёлого советчика. В результате этого происшествия движение было парализовано и после того, как шлагбаум поднялся. Случай надолго запомнился, о нём даже писали в местной прессе.

От редакции

По этой железой дороге, от которой местами остались только вросшие в землю шпалы, возили не только грузы, но и людей – рабочих шахт и заводов. Если следовать на общественном транспорте из центра города Шахты в сторону посёлка ГРЭС, то на схеме движения между остановками «Северный переезд» и «Красная Роза» можно обнаружить загадочную «Смолу». Эта остановка имеет непосредственное отношение к железной дороге. Когда-то здесь приводили в порядок паровозы: чистили топку и котлы, смазывали узлы и детали.

В одних следовало открутить гайки и пропустить фитили, потянув пару раз за вязкую веревочку, долить в них из масленки; в другие, на механизме и рессорах, вкачать винтовым прессом вязкую «грызь» (слово это пошло от английского «гриз» – смазка); в третьи смазка попадала с помощью массивной спринцовки. Сейчас кажется невероятным, но вес некоторых ручных масленок достигал 12 кг!

Между прочим, самые первые паровозы смазывали говяжьим салом! Эта смазка называлась «техническое сало». После появилась нефтяная смазка и мазут, а потом минеральные масла промышленного производства.

Это интересно

Слово «шурует» пошло от слова «шуровка», оно означает «отверстие для заброски топлива». Шуровать топку – это значит, кидать в нее уголь или дрова.

До революции и в Гражданскую войну паровозы чаще всего топили именно дровами. Поэтому у паровозов той поры и шуровки круглые – под форму полена. А вот потом паровозные «пасти» стали делать вытянутыми, полуовальными, для того чтобы удобно было орудовать лопатой при заброске угля.


Хорошие помощники машиниста были на вес золота, из-за них машинисты иногда даже дрались. Дело в том, что отопление паровоза углем – это настоящее искусство. Опытные помощники знали, когда и сколько его подбрасывать. На этом можно было неплохо сэкономить. В 1950-х годах «за экономию» дополнительно к зарплате получали до тысячи рублей в месяц. Железнодорожники называли её «третья получка».

Ручное угольное отопление называли в шутку: «стокер Горбачева». Имелся в виду человеческий горб, на котором держался весь путь. Иногда помощники перебрасывали по 18-20 тонн угля по дороге в один конец.


Но самым главным на паровозе был, конечно, машинист, который вообще за всё отвечал. Если паровоз вставал из-за неисправности, то он бывало и в горячую топку лазил! Случалось это, к примеру, когда проваливался колосник. Чтобы не простаивать и не терять в зарплате, машинист надевал

на себя два ватника, две пары рукавиц, закутывал лицо, оставляя лишь щелочки для глаз. Его обливали водой. Горящий слой в топке сгребали в сторону, снижали давление пара в котле, а затем в шуровку просовывали доску, чтобы по ней можно было сползти на колосники в самое пекло. Там в считанные секунды, без лишних движений, машинист устранял поломку, например, опускал лист железа на место провалившегося колосника и его тут же вытаскивали за ноги назад. К этому моменту одежда на нем уже начинала дымиться.

 Паровоз Овечка.jpg
Этому паровозу присвоили серию ОВ. За что его и прозвали «овечкой». Это была безотказная машина, простая в ремонте и обслуживании. Всеядная "овечка" могла отапливаться углем, мазутом, дровами и торфом. «Овечки» бегали по промышленным магистралям до 50-х годов прошлого века.


Северный переезд.JPG
О железнодорожном прошлом «Северного переезда» напоминает только название. 


 ГУТАП.JPG

Недалеко от ГУТАПа был другой железнодорожный переезд.

Автор Александра Зайцева.


Скрыть комментарии (4)
0  
Гость
Спасибо, очень интересно! Ждём продолжения!
Имя Цитировать 0  
0  
alekseyantonov
теперь что бы похудеть, убрать живот и накачать пресс не нужно изнурять себя диетами и спортзалом. Сам лично опробовал этот метод и уверяю что он действительно работает, я вот за 2 недели убрал пивной живот и подкачал пресс, а жена скинула пару кг. Это реально самый ленивый и дешевый способ сделать ваше тело красивым. Вот сами почитайте ---- http://gg.gg/umeblog
Имя Цитировать 0  
0  
Гость андрей
Хорошо бы на карте нанести, фотки, где пересекались жд и авто конкретно. Как перевести абревеатуру ГУТАП?
Имя Цитировать 0  
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 


Последние комментарии