«Чего прикажете?» или как жилось работникам торговли в Шахтах начале 20 века
Продавцы Александровска-Грушевского - города. который позже переименовали в Шахты, стояли за прилавком по 14 часов в день.
В четвертую субботу июля в России отмечается День работника торговли. В 2023 году праздник приходится на 22 июля.
Люди подневольные
День работника торговли был учреждён Указом Президента РФ от 7 мая 2013 года. Несмотря на то, что продавцов у нас чествуют всего 10-й год подряд, торговля присутствовала в жизни россиян издавна. И если сейчас в этой профессии больше женщин, то раньше преобладали мужчины. В конце XIX - начале XX века это были приказчики. Приказчиками их называли вовсе не потому, что они кому-то приказывали. Дело в том, что когда в лавку заходил покупатель, то приказчик спрашивал: «Чего прикажете?»
К этому моменту они уже успевали получить какое-то базовое образование (2-3 класса). Считать, читать и писать они умели, но первое время в их обязанности входило только выполнение чёрной работы и мелких поручений.
За свой труд мальчики ничего не получали кроме еды и крова. Года через 3-4 они дорастали до должности приказчика.
Позже, если повезёт, можно было стать подотчётным приказчиком (аналог современного старшего продавца), который отвечал за материальные ценности, расписывался в ведомости при получении товара и отчитывался хозяину за каждую копейку. Со временем приказчик мог накопить денег на открытие собственного магазина.
Купцы против приказчиков
О том, как притесняли своих служащих хозяева лавок показательна история, произошедшая в нашем городе в 1915 году. Владельцы рыбных рядов обратились в Александровск-Грушевскую городскую Думу с просьбой о пересмотре правил торговли в праздничные дни. «Рыбники» хотели открывать свои торговые точки не в 9 часов утра, а в 6 часов.
И Дума пошла им навстречу, а ведь это привело к ущемлению прав торговых служащих, так как их рабочий день увеличился, а заработная плата осталась прежней. Чтобы как-то противостоять своим работодателям, приказчики Александровска-Грушевского в 1908 году создали Общество взаимного вспоможения приказчиков.
К сожалению, в случае с решением городской Думы оно ничего не могло поделать, но в том же 1915 году, уполномоченный общества отправился с проверочным рейдом по городу. Он обнаружил, что кондитерская лавка купца Полунина на Большом проспекте (ныне проспект Победы Революции) открыта раньше положенного времени и привёл полицейского, чтобы тот засвидетельствовал данное нарушение. Полунин устроил скандал с оскорблениями и в адрес приказчика, и в адрес полицейского. Несмотря на грубые выходки купца, протокол был составлен, а нарушитель привлечён к ответственности.

В то же время владельцы лавок пытались через это общество блюсти свои интересы. Купеческий староста В.И. Ефимов обратился в правление общества с просьбой призвать своих членов выйти на работу в Вербное воскресение на целый день. Правление общества отнеслось к этой просьбе отрицательно, объясняя это тем, что купцы, требуя от приказчиков различных уступок, сами никогда на уступки не идут и не исполняют своих обещаний. Так годом ранее они уже обращались с подобной просьбой, обещали сделать в пользу общества пожертвования, а получив желаемое, купцы быстро забыли о своих обещаниях.
Бледные мальчики
Обещанные обществу пожертвования были бы не лишними, так как оно занималось организацией различных культурных мероприятий, например, концертов приезжих музыкантов или просветительских лекций и часто оставались в «минусе». Причины бывали разными: то погода была плохая (в распутицу грушевцы вообще предпочитали сидеть дома), то репертуар казался слишком серьёзным. Кроме этого, общество содержало собственную библиотеку, которой, кстати, могли пользоваться не только приказчики, но и другие жители города.
В связи с этим они обратились через газету с открытым письмом к купечеству. В нём они жаловались на тяжёлое материальное положение, сравнивая себя с «бледными мальчиками», называя Общество взаимного вспоможения приказчиков самым забитым из всех обществ города.
В том, что общество не располагало необходимыми средствами, отчасти были повинны и сами приказчики. По мнению одного из членов правления общества, у приказчиков могло быть и своё здание, и даже концертный зал с читальней, если бы все члены регулярно платили взносы и возвращали ссуды, взятые из общей кассы.

Записки приказчика
В Александровск-Грушевской маленькой газете в 1912 году был напечатан фельетон «Дневник приказчика». Начинался он так: «Этот дневник попался мне в руки случайно. Покрывавший его толстый слой пыли навёл меня на мысль, что я нашёл редкую историческую древность, но, открыв первый лист, я разочаровался. Там со множеством недописок и грамматических ошибок, пожелтевшими чернилами было написано следующее.
20 декабря. Господи, благослови! Нынче получил жалованье. Купил духов, немного пудры и фабры (прим. ред. – косметический состав для придания усам нужной формы), один красный галстук и ещё один зелёный с жёлтыми пятнами. Потом купил эту тетрадь. Слышал я, что образованные люди пишут дневники. Хоть и жаль было денег зря тратить, но всё же купил. Буду записывать. Ведь я тоже образованный – понимаю деликатное обхождение, каждый праздник в «Одеоне» (прим. ред. – синематограф в Александровске-Грушевском) бываю, танцую.
24 декабря. Завтра Рождество. Целых три дня не торговать. Да и надоело же мне целыми днями торчать за прилавком. А тут хозяин заставил нас перед праздником весь товар перемерить. Руки отвалились! Ну, завтра с праздником отдохнём у Матрёны Ильиничны. Она намедни приходила в магазин покупать на платье, так я им того… отрезал по 75 к. вместо 1 р. 20 к. Ну и жду благодарности.
28 декабря. Не знаю, куда пойти – на спектакль или в маскарад. На спектакле скучно. На сцене там разговоры разговаривают, а ты сиди и скучай. И чего там хорошего находят многие. Слышал, что сегодня ставится «Женитьба Гоголя». Что я не видел, как будут женить какого-то Гоголя? Такое дело, тут раньше была одна мадам, так она по битому стеклу отплясывала. Ой люли, любо! Ну да наши ребята все со смыслом, никто не пойдёт на спектакль. Иду в маскарад…»
В «Дневнике» были и другие записи, выставляющие приказчиков не в лучшем виде. Ответ на эту публикацию появился уже в ближайшем выпуске газеты. Члены Общества взаимного вспоможения приказчиков были крайне возмущены «таким писательством». Приказчики восприняли фельетон как оскорбление всей корпорации и требовали пояснить, кого конкретно подразумевал автор, чтобы изгнать из своих рядов жуликоватого собрата, дабы он не бросал тень на всех. Автор попытался объяснить, что образ собирательный, но приказчиков его ответ не удовлетворил. Спор, вынесенный на страницы газеты, ни к чему не привёл. Все остались при своём мнении.
И, хотя многое в образе вымышленного приказчика преувеличено, всё же имело под собой основание. Несмотря на это, у приказчиков было немало положительных черт. Например, в трудное военное время они устраивали новогодние ёлки для детей мобилизованных на фронты Первой Мировой войны, а также собирали деньги в пользу военно-промышленного комитета. Приказчики единственные в городе, кто оказывал помощь невенчанным жёнам мобилизованных.
После октябрьской революции и отмены частной собственности исчезли лавки, а с ними и приказчики. Во время НЭПа приказчики пережили ренессанс. Их даже называли «пролетариями прилавка», но уже в 30-х годах понятия «приказчик» не существовало, продавцы перестали спрашивать покупателей «Чего прикажете?», но это уже совсем другая история.
Материал подготовила Александра Зайцева.