Подземные ходы и могильные плиты: какие тайны хранит Александровский парк города Шахты

 

Александровск-Грушевский погост находился на месте нынешнего Александровского парка, при реконструкции которого в наши дни попадаются могильные плиты и даже человеческие черепа и кости.

Чаша с книгою

Недавно шахтинцы, прогуливаясь по центральной аллее главного городского парка, заметили среди куч земли, наваленной под деревьями, каменную плиту. Плита оказалась могильной. На ней были изображены крест, книга и чаша, а также какие-то кисти, свисающие сверху. Плита была наполовину обломана. Где-то сверху, возможно, имелась надпись с информацией о погребённом и продолжение изображения с кистями.

Ранее на территории парка уже находили обломки могильных памятников. Особенно много их попадалось при переделке в часовню бывшего склепа купцов Барсуковых, долгое время служившим электрической подстанцией. Фрагменты надгробий не стали выбрасывать, а некогда аккуратно сложили рядом с часовней. Сейчас их там нет, но на снимках, сделанных до реконструкции парка, видно, что очень часто встречается изображение креста, чаши и книги, а загадочные кисти – часть изображения складок занавеса-драпировки.

Так некоторые символы традиционно указывают на то, что в могиле покоился прах священнослужителя. Например, книга – это Евангелие, а чаша – потир, т.е. церковный сосуд для освящения вина и для Святого Причастия.

Ещё один предмет, изображение которого иногда попадается на могильных плитах — якорь. Это символ христианской надежды. Эти предметы изображались на надгробиях простых священнослужителей и епископов.

На могильных плитах также часто встречаются изображения копья и трости с губкой, говоря языком христианских священников – голгофскими орудиями страстей Господних. Это также традиционные в иконографии символы.

Были ли на Александровск-Грушевском кладбище статуи, точно не известно, но монументы в виде каменной тумбы ставили. Точно такие же встречаются на старых кладбищах и в других населённых пунктах Ростовской области.

Иногда природный камень покрывали краской. В одно время убиенный революционерами полицмейстер Александровска-Грушевского Николай Петрович Колпиков, предчувствуя свою скорую гибель, завещал похоронить себя на Новочеркасском кладбище рядом с могилой его дочери Евфросиньи Николаевны. Он не хотел ничем выделяться, поэтому на свою могилу просил положить окрашенный чёрной краской и покрытый лаком простой камень, на котором было бы написано кто похоронен, где и когда убит. Совсем недавно похожий камень нашли в районе Шахтинского кирпичного завода. Скорее всего он попал туда в эпоху, когда из кладбища создавали парк. Из-за своей окраски он не годился для использования его в качестве бордюра или ступеней и был отвезён на свалку, которая в те годы существовала здесь.

 

 

Порядок – прежде всего…

В 1905 году в Александровске-Грушевском был создан Кладбищенский комитет. Занимался он тем, что следил за порядком на кладбище. А это не только уборка и благоустройство территории, это и разграничение кладбища, согласно прижизненным статусам покойных, и взимание платы в зависимости от их имущественного и социального положения. Во главе учреждения стоял купец Василий Иванович Ефимов, выполняющий по совместительству обязанности кассира. Остальные члены комитета были записаны только на бумаге, потому что по закону в комитете не мог состоять один человек. Шесть лет уважаемый господин Ефимов единолично занимался кладбищенскими делами, а потом нагрянула ревизия и усмотрела в действиях Василия Ивановича нарушение закона. «Я – это касса!» – заявил Ефимов, но в просьбе показать эту самую кассу отказал. Вообще-то, согласно уставу, деньги кладбищенского комитета должны были храниться в банке. Вскрылись и другие нарушения. 
Многие суммы не были записаны в приход. Так, нигде не значились 2007 рублей, предоставленные городской управой для погашения долга. Также отсутствовали в документах и суммы поменьше, например, 160 рублей данные некими Саловым и Вядским. Не все деньги, поступившие от благотворительного общества, были зафиксированы. Квитанционных книжек оказалось утеряно на сумму 227 рублей. Пистолет, выписанный кладбищенскому сторожу, был дважды записан в расходы. Подрядчикам, выполняющим строительные работы, также приписывались двойные суммы в оплату.
Между тем, у могильщиков не хватало лопат. Однажды из-за этого произошёл скандал прямо во время похорон. В какой-то день на кладбище оказалось особенно много траурных процессий, и «копаи», как их называли в народе, не успели для всех приготовить могилы. Они предложили родным и близким усопших оставить своих покойников на кладбище, а самим отправляться домой. Вечерело и было очевидно, что в этот день для всех могилы не будут выкопаны. Родственники были не согласны с таким решением, предложили свою помощь и попросили лопаты, которых у кладбищенских работников не оказалось. Мало того, копаи повели себя агрессивно и стали выгонять скорбящих за кладбищенскую ограду, потому что «время уже позднее».

   

Территория скорби и криминала

Упомянутый выше пистолет для сторожа был совсем не лишним. Кладбище, несмотря на все усилия, оставалось местом глухим и опасным. Здесь, по воспоминаниям старожилов, прятались революционеры и делали тайники для своих запрещённых властями прокламаций. На кладбище собирались бомжи и нищие, люди, ведущие асоциальный образ жизни. Между ними возникали драки. 
В книге о всемирно прославившемся клоуне Виталии Лазаренко, уроженце Александровска-Грушевского, упоминаются сомнительные личности, в компании которых на кладбище была замечена мать клоуна. Несчастная женщина спилась от одиночества и безденежья, пока её единственный сын учился цирковому ремеслу в людях.
Кроме криминальных элементов кладбище облюбовали самоубийцы. Покончить жизнь на чьей-нибудь могиле было в порядке вещей. Особенно часто травились карболовой кислотой женщины.

 

Подземные ходы

Существуют легенды о подземных ходах, соединяющих здания бывшей церковно-учительской школы (Шевченко, 147), мужской гимназии (Шевченко, 145), Петропавловского собора (стоял на площади Ленина) и склепа Барсуковых в парке. Если подземные галереи между городскими зданиями ещё можно себе представить, то кладбищенские подземелья в голове не укладываются. Однако старожилы рассказывают, что подземные ходы действительно существовали. В послевоенное время мальчишки лазили в подземелье через склеп, но дойти хотя бы до конца парка им уже не удавалось, так как на их пути встречались обвалы.
Очередное городское предание гласит, что сто лет назад бандиты попытались «взять» банк, совершив к нему подкоп, используя уже готовое подземелье. Якобы именно тогда входы в него стали замуровывать.  В подтверждение рассказов об этих подземных ходах относительно недавно в земле рядом со зданием бывшей гимназии случались провалы, обнажая старинные своды подземелья. Чтобы засыпать ямы, понадобился не один КАМАЗ с песком и землёй. Доподлинно не известно назначение этих ходов. По одной из версий, построены они были для того, чтобы священнослужители могли беспрепятственно, не тратя время на переодевание, перемещаться между зданиями, ведь и в церковно-учительской школе и гимназии регулярно совершались молебны. Возможно, что и в склепе Барсуковых служили панихиду. Учитывая какая непролазная грязь стояла в городе после дождя, версия кажется вполне правдоподобной. 
Сегодня о старом городском кладбище напоминают осколки могильных плит, извлечённых из земли во время реконструкции, часовня-склеп и останки некогда высокого каменного забора, несколько метров которого можно видеть и сегодня в районе микрорайона Горняк.

 

Подготовила Александра Зайцева.

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика