Молитва за воинов, чудеса на могиле и купание в ледяном источнике: корреспондент из Шахт побывал в Оптиной пустыни
Внештатный корреспондент «КВУ» Сергей Беликов с группой паломников побывал в Оптиной пустыни. Своими впечатлениями от поездки за сотни километров он делится с дорогими читателями.
Но всем им спастися
Я оказался в монастыре Оптиной пустыни в «прощёное воскресенье». Это было незабываемое зрелище: монахи просили прощения друг у друга. Они падали один перед другим на колени, сцеплялись ладонями, целовали руки своим товарищам, у некоторых на глазах были слезы. Лица у них сияли, светились. Молодые, зрелые и пожилые, худые и плотные, черные, белые, рыжие, седые... монахи шли нескончаемым потоком. Целая армия людей в рясах.
Наверное, только чтобы увидеть такое, следовало побывать здесь. Но наша группа – жители Ростова, Шахт, Аксая, Зернограда, Красного Сулина и других территорий — ехала в монастырь по другой причине.
В эти дни в Оптиной пустыни денно и нощно молились за то, чтобы на Украине перестали гибнуть люди. Из уст монахов лилась непрестанная молитва:
— …но и отступившим от Тебя и Тебя не ищущим явлен буди, но еже не единому из них погибнути, но всем им спастися и в разум истины прийти…
Вот такие важные фразы и адресовались Господу. Конечно, наша группа присоединилась к молитве. Кто-то проливал кровь на передовой спецоперации, сражался с неонацистами, а кто-то помогал воинам молитвами.
- В жизни каждый должен заниматься своим делом, - высказался один из паломников, алтарник Александр Савицкий. – Сражающимся положено сражаться, а плачущим — плакать…
Каяться в плохих помыслах
За победу российского оружия сейчас молятся монахи всех монастырей России. Но Оптинский – это особый случай. Из-за Оптинских старцев.
Если ты совершил грех – покайся и больше не греши, так считается. Но не здесь.
Старцы сходились во мнении, что, если у человека только появились нехорошие помыслы, нужно немедленно в них каяться. В любое время дня и ночи идти к священнику, рассказать о том, что плохо подумал — позавидовал кому-то, захотел чужую жену, пожелал зла ближнему, ну, или ещё что-то. А затем повиниться в этом и отказаться от совершения греха. Очистить свою душу.
Если бы такое происходило на другой стороне границы, то и конфликта бы не случилось. Но там дурные помыслы местных политиков и части жителей, придерживающихся другой веры, «нацистской», воплотились в жизнь. Результат мы видим: идёт противостояние, гибнут люди, страдают мирные жители.
Впрочем, наша группа не только молилась. Мы нашли время посетить знаковые места.
Вторая Ванга
Я до сих пор под впечатлением от посещения села Клыково. Это место, где проживала матушка Сепфора, о которой говорили, как о второй Ванге. Но скромной старице не нравилось это сравнение, она сердилась, когда слышала подобное от посетителей.
В миру её звали Дарья Шнякина. То, что пришлось ей пережить, даже представить страшно.
Из 13 детей семейства Шнякиных в начале века выжили только трое – Дарья и двое братьев. Но и жизнь братьев оказалась недолгой – первый погиб в войне 1914 года, второй – в 30-х годах во время раскулачивания. Тогда многие родные матушки Сепфоры были убиты.
Свёкра и свекровь (Дарья в то время была замужем, воспитывала 4 детей) сослали на Соловки, большой дом разобрали по бревнышкам. Матушка выжила только чудом.
В 1946 году скончался глава семейства. Дарья с дочерьми переехала в Тульскую область в город Киреевск. Через некоторое время она была пострижена в монахини. Сначала с именем Досифея, а затем – Сепфора.
При жизни она совершила немало чудес. За советом к старице приезжали жители разных городов. Её наставления и молитвы помогли многим выправить свой путь к Богу, преобразили жизнь каждого, кому посчастливилось общаться с Сепфорой.
Умерла она в 1997 году, в возрасте 101 год, и чудеса происходят теперь на её могиле.
Наша группа посетила домик матушки и побывала на месте, где она похоронена, а также в монастыре Спаса Нерукотворного. Место это волшебное. Здешняя обстановка вычищает из головы скверные мысли, проблемы. Остается абсолютная радость. Отсюда не хочется уезжать.
230 ступенек к источнику
Поразительной красоты женский монастырь в селе Шамордино принял нас с распростёртыми объятиями.
Основан он в 1984 году Амвросием Оптинским, самым почитаемым старцем Оптинской пустыни (всего их было 14). Несмотря на почтенный возраст, здания крепки и добротны. Заметно, что при благоустройстве здесь не чураются современных материалов. Но всё выглядит достаточно гармонично, красиво и солидно.
В монастыре мы побывали на службе, а затем отправились к святым источникам. Чтобы к ним спуститься, пришлось преодолеть крутую лестницу с многочисленными ступенями (230 штук). Со смотровых площадок, кстати, открываются потрясающие виды.
В двух местных источниках можно набрать очень вкусной воды. После того, как её выпьешь, ощущаешь удивительную легкость в теле. А в третьем источнике обустроена купель, где паломники могут окунуться. Правда, не все готовы нырять в ледяную воду холодной весной, но я лично такого пропустить не мог.
Жаль, что посмотреть в Оптиной пустыни скит, который является началом всех местных начал, и домик Амвросия Оптинского можно только со стороны. Паломников туда не пускают. Но энергетика вокруг этих мест поистине могучая.
Конечно, всё это время за нашими спинами незримо стоял призрак нынешнего лихолетья. Группа формировалась ещё до начала спецоперации в Украине и организатор поездки Елена Кузьмина призналась, что из-за трагических событий был соблазн отменить паломничество. Мол, сейчас не время. Но потом она посоветовалась с паломниками, и все пришли к выводу, что трудное время лучше проводить в действии, в дороге, в молитве. Уповать на помощь Господа. Что-то делать, вместо того, чтобы сидеть в четырёх стенах и переживать, нянчить свою меланхолию.
Галина Спицына отправилась в Оптину пустынь, оставив дома мужа, сына, дочь, многочисленных внуков и внучек. Все её отговаривали. Но Галина сказала твердо: «Надо ехать!», и сделала, как ей велело сердце. Также поступили и другие паломники.
К этому остается добавить, что в нашем коллективе было довольно много мужчин. Обычно на группу их приходится 1-2 человека, изредка – три. А тут сразу семеро.
Наверное, так было задумано, потому что «мужская молитва более действенная, чем женская». Это слова воина, который, если придётся, и сам готов взять в руки оружие. Они весомее, прочнее и крепче женских. Однако женские молитвы – это молитвы жён и матерей воинов. Они обладают своей колоссальной силой.
Автор Сергей Беликов.