Супруги из Шахт прожили вместе более 60 лет, пройдя через войны, страны и горе

Редакция «КВУ» помогла родственникам найти друг друга. В одной из городских интернет-групп появилось сообщение о поиске супругов Ястребовых. Пожилую пару искал племянник Сергей. Родственники не общались более 20 лет. Все они жили в Луганской области, но в разных населённых пунктах. Недавно Сергей по работе приехал в станицу Луганскую, где проживали Ястребовы и увидел, что их дом разрушен и заброшен. Захотев узнать судьбу родственников, он начал поиски. Благодаря интернету узнал, что Ястребовы в 2014 году бежали в город Мокшан Пензенской области, а оттуда через несколько лет в Шахты. Сведений было мало, но журналисты «КВУ» смогли разыскать потерявшуюся семью. Более того, оказалось, что Анатолий Ястребов работает в том же здании, где расположена редакция, только этажом выше. Родственники связались и договорились о встрече, она должна состояться в сентябре.

Больше 60 лет вместе

"КВУ" стала интересна история 78-летних супругов Анатолия и Марии Ястребовых, которые прожили вместе более 60 лет. Рука об руку они восстанавливали страну в послевоенные годы, вместе были в командировках в Германии и Африке, пережили потерю двоих сыновей, военный конфликт, в пожилом возрасте стали беженцами. Их отношения, привязанность и любовь друг другу только крепли.
Интервью проходило в небольшом доме Ястребовых. На плите чайник, на столе освящённые в церкви яблоки, очень уютно. Анатолий представил свою жену: вот она, моя девочка, Маша, и приобнял как будто им обоим не около восьмидесяти, а по двадцать лет.

После рабочей смены пошли в ЗАГС

Кстати, познакомились супруги ещё в юности. Учились в одном классе, оба с отличием.
- Вот так со школьной скамьи и пошли по жизни. Поступили в строительное училище, я на плотника, Мария на штукатура. Потом работали на одном заводе, пока не пришло время идти мне в армию - рассказал Анатолий.
- Перед тем как уйти на службу, он сделал предложение, - подхватила рассказ Мария. - Я говорю: «Я и так ждать буду, без свадьбы», а он после рабочей смены взял меня за руку и повёл в ЗАГС.
На заводе новоиспечённым супругам,  как ударникам труда, устроили комсомольскую свадьбу.  Банкет организовали в столовой на производстве, пару посадили в президиум, партийные представители говорили важные речи. После официальной части гуляли всем коллективом  до утра.
- На торжество мы не потратили ни копейки, да и не с чего было. Даже костюм я брал у друга. Но о нас заботилось государство и тогдашние руководители, страна была нашей матерью. В училище были как в детском саду: еду дадут, на работу проводят, смотрят за нами. Всё для молодёжи было, - рассказали супруги.

Германия, Забайкалье, Африка

После свадьбы Мария поселилась в коммунальной квартире, выданной молодой семье.  Анатолий отправился в армию, где отслужил три года... и остался. Молодого военного направили в Германию, оттуда он приехал в Россию, чтобы закончить офицерское училище, и вновь вернулся заграницу. Мария везде сопровождала мужа, в этот период у пары родились сын Слава и дочка Света. После Европы Ястребова направили в Иркутскую область, Забайкалье. Вот как они вспоминают семь лет, проведённые в этом суровом месте.

- Температуры были минус пятьдесят пять, восемь месяцев в году зима. Если минус тридцать, говорю: «Жена, неси фуражку, теплынь на улице». Летние дни были тёплые, а вечером шинель надевать приходилось. Комаров, мошки и гнуса полно, - поделился мужчина.

После экстремального холода Анатолия решили отправить в крайне жаркий климат — в Африку, Мозамбик. Эта страна, как тогда, в 1980 году, говорили, сбрасывала оковы капитализма. Советские военные в этом помогали. Правда неофициально, секретно. Анатолий Васильевич находился в Мозамбике как специалист по агрокультуре, носил гражданскую одежду — жёлтое манто и широкополую шляпу. При этом работу выполнял отнюдь не гражданскую - был военным советником.

- Прилетел в столицу Мозамбика, а оттуда ещё 3000 км до места назначения. Я ни языка не знаю, ни обстановки. Только то, что идёт война и мне надо обучить народ воевать, обращаться с оружием. Португальский язык (Мозамбик был колонией Португалии) пришлось выучить в течение трёх месяцев, - поделился воспоминаниями наш герой.

На несколько месяцев к мужу в африканскую страну приезжала и Мария, оставив детей в интернате в Москве. Проведя два года в Африке вернулся и Анатолий, он получил ранение в область ключицы.

Мужа нужно беречь

Годы и заслуги позволяли выйти в отставку, что Анатолий и сделал, поселившись с семьёй в коттедже в станице недалеко от Луганска. У Ястребовых родился ещё один ребёнок — сын Евгений.
Жила семья дружно и счастливо, Анатолий устроился учителем в школу, занимался спортивным, военным, духовным воспитанием подрастающего поколения. Заинтересовался казачеством, стал атаманом станицы.

Мария, как и прежде, во всём его поддерживала.

- Нужно мужчину сделать главным, заботиться о нём, жалеть, беречь. Женщин же создали не командирами, а помощницами. Если что-то нужно от мужа — нужно не требовать, а просить.   Мой муж не пил, не курил и скверных слов я от него не слышала, ни в свой адрес, ни вообще. Я для него всегда была на высоте и мои просьбы он исполнял. Ещё важно трудиться. Мы оба работали, всю жизнь в делах. Некогда было ни расходиться, ни ссориться, - поделилась секретами семейной жизни Мария.

В семью пришло горе

В 90-х годах Ястребовым пришлось пройти тяжёлое испытание — смерть обоих сыновей. Старший сын Слава поранил ногу, произошло заражение крови, врачи сделали операцию, но спасти мужчину не удалось. Через полгода ещё одно горе — младшего сына Женю жестоко убили, мотивом для преступления стали его религиозные взгляды. Мальчику тогда было 18 лет, он учился в 11 классе и пел в церковном хоре. Полицейские, расследовавшие дело выяснили, что убийцы были членами группировки сатанистов. Виновных наказали, они отсидели в тюрьме 10 лет.

Беженцы в 70 лет

В 2014 году жизнь вновь нанесла удар — станицу Луганскую начали обстреливать и бомбить. Спускаясь в подвал, чтобы укрыться, Мария сломала ногу в четырёх местах и позвоночник. Через несколько месяцев семья Ястребовых решила покинуть родной дом. Добирались в Россию на машине знакомых. Попали в небольшой городок Пензенской области — Мокшан. Дочка Светлана оказалась в Шахтах. Год находились в статусе беженцев, проживали в общежитии, где выдавали питание. Ходить в столовую Мария не могла и Анатолий каждый день носил ей суп в баночке в комнату.

Сделав российский паспорт, глава семьи устроился на работу, брался за всё, трудился плотником, завхозом, дворником, активно участвовал в общественной жизни, занимался казачеством. Через пять лет дочка уговорила родителей переехать к ней в Шахты. Супруги смогли купить небольшой домик возле собора. Анатолий вступил в местную казачью организацию, работает охранником. Мария всё время находится дома, так как передвигается с трудом. Анатолий Васильевич вывозит жену на коляске на богослужение в храм. О бабушке и дедушке не забывают внуки и правнуки. А скоро их ждёт ещё одна встреча с родными.

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика