"Водитель может заработать жене на шубу": каково быть таксистом в Шахтах

В современном мире скоростей и бешеного ритма важность службы такси сложно переоценить. Работа таксиста уже включает в себя не просто доставку пассажира от места до места, но и, например, услуги доставщика, или даже «няни» - часто  водителям приходится возить детей в школу или спортивную секцию. Сегодня мы решили узнать — кто он, современный водитель такси? Каков его портрет? Какие у него заработки, надежды, чаяния, хобби? Что он думает о функциях администрации города и власти в контексте пассажирских перевозок? Обо всём этом мы побеседовали сегодня с Григорием Понамаренко, водителем, который служит в такси уже более 15 лет.       

Расскажи, пожалуйста, как ты пришёл в профессию таксиста. Нравится ли тебе эта работа? Какие в ней есть плюсы, а какие минусы? Сколько лет ты уже служишь в такси? Какой стаж работы?
- Работал я когда-то на обычной работе, но это было до того, как я решил что-то поменять в своей жизни. Так и пришёл в такси. Это был 2007 год и завязалось, стало получаться. До работы в такси у меня была хорошая должность, но находиться на том рабочем месте надо было чуть ли не круглосуточно, а платили по тем деньгам тысяч 23-25 максимум. Это бред. Сейчас я эти деньги за две недели зарабатываю, работая в такси. Зимой, может чуть меньше, но сейчас, летом, времени нет вообще ни на что. 
Какая тогда, 15 лет назад, была ситуация в городе с такси, ведь наверняка компаний было больше, чем сейчас?
- Да, тогда было больше автопарков и фирм, занимающихся перевозками — было «Семейное такси», «Пилот», «Курьер», такси «Замок», «Снежная королева», «Автодон». Я считаю, это мои личные мысли, что может быть эти фирмы не выжили просто из-за их руководства. Я как пришёл 15 лет назад в одну из компаний такси города, так до сих пор там и работаю. Говорят коллеги по работе, что у кого-то что-то не завязалось с начальством, в итоге, например, компания «Снежная королева» все машины передала «Семейному такси», многие водители из такси «Замок» тоже перешли туда же.
Сколько у вас в автопарке сейчас автомобилей?
Точно я сказать не могу. Я работаю на базовском автомобиле, их, наверное, штук 50 и частных машин примерно столько же. Раньше было больше. Но, наверное, люди разбежались кто куда — кто-то уехал на заработки, за длинным рублём, кто-то бежит и торопится успеть за большими зарплатами и большими деньгами. Я тут на рыбалку не могу времени выкроить, но кто-то, видимо, нашёл другой путь в поисках счастья.
Стали ли в последнее время услуги таксистов более востребованными? Связываешь ли ты свои хорошие заработки именно с этим?
- Я считаю, что из службы такси ушли те люди, которые не хотели работать, отсеялись. Бывают такие водители, которые вышли утром на работу в 9 часов, отвезли двух людей и пошли домой спать, а потом ещё раз вышли вечером и снова отвезли двух человек. Это вот у таких таксистов работой называется. После этого они говорят — всё, не хочу работать. У нас же рабочий день складывается по-другому — с шести утра до шести вечера. Иногда, если далеко уехал, задержался на работе, но ведь это твой заработок тоже, на который ты содержишь семью, детей. Идя на работу, надо о чём-то думать. А не так, что вышел, ноги на стол завалил и требует, чтобы ему тысяч 150 платили.

Есть ещё такой сегмент — люди возрастные, деды, которые выходят на работу, чтобы сбежать от своих бабулек. Ему заработок не особо нужен, он от бабки своей сбежал, покрутился в автопарке, целый день ему на плечи никто не наседает, заработал себе на пиво и пошёл домой — у него хорошо на душе,  ещё и пива выпил.

А есть люди, которые приходят на работу заработать, чтобы содержать семью, поехать в отпуск два раза в год. Они пашут, зарабатывают.

Какая у тебя семья? Большая?
- У меня жена и четверо детей — две девочки и два мальчика. Одному из сыновей уже 18 лет и он учится в институте, в Новочеркасске. 
Больше нравится ездить по городским заказам или на большие расстояния, например, в аэропорт, другой город или на море?
- Мне всё равно. Где ездить, как, зачем и почему. Ты приходишь на работу для того, чтобы заработать денег. Но бывают такие заказы — просят подать такси к первому подъезду, чтобы доехать до седьмого. Но в любом случае ты зарабатываешь деньги. Например, я поехал в Ростов, на эту поездку мне потребуется два с половиной часа, но за это время ты то же самое сделаешь по деньгам, но при меньшем пробеге. Разницы фактически нет.

Но есть такие водители, которые, например, увидев у клиента собачку или кошечку, отказываются его везти, потому что у них выдуманная аллергия.

Или не хотят везти детей под предлогом «я детей без сопровождения взрослых не вожу». Но такого по нашим временам бывает очень мало, ведь многие люди сейчас на работе. Но лично своих детей я приучаю к тому, чтобы они не слишком рассчитывали на такси и на то, что я прибегу к ним по любому щелчку. У них есть ноги, слава Богу целые, в школу, со школы, на кружок — пусть ходят сами. Конечно, если кому-то плохо или неважно себя чувствуют, я прибегу, мы с мамой всегда рядом, но так, чтобы «отвези-привези» этого нет. Нам работать надо, детей содержать. Мы раньше в школу ходили по три-четыре километра и это считалось нормальным, а уж 800 метров до школы — дойдут. К тому же ещё самостоятельно ездили и на борьбу во дворец спорта.     
Случалось ли помогать людям - срочно доставить беременную женщину в роддом, или пациента в больницу, может - опаздывающего человека на самолёт?
- За 15 лет всякое было. С ГРЭСа один человек опаздывал в аэропорт «Платов». Я его довёз и получил ещё 500 рублей сверху, благодаря тому, что клиент успел на самолёт. Обычно, если клиент опаздывает, ему рекомендуется выходить вовремя или ждать на улице, а не садиться в автомобиль уже после того, как таксист простоял и прождал 10-15 минут. Почему нужно сесть в машину и сказать: «Я опаздываю». Как я должен понять, что это так, если я стою уже 10 минут, а никто не выходит? Есть правила дорожного движения, камеры видеонаблюдения, где-то, конечно, можно поехать побыстрее, а где-то помедленнее.
Какое у тебя хобби? Чем нравится заниматься вне работы в такси? Как водитель отдыхает и восстанавливается после смены? Долго спать? Рыбалка? Может, спорт?
- Иногда у меня получается съездить в Усть-Донецк на дачу, в том случае, если в неделю у меня два выходных. Но в основном занимаюсь домашними делами. Летом не дают отдыхать клиенты, поэтому зачастую работаю семь дней в неделю. Два года назад что-то во мне щёлкнуло и я пошёл в магазин, накупил рыбацких снастей и в свободное время гоняю на рыбалку на Северский Донец. Собака у меня появилась в прошлом году, сейчас ему уже 10 месяцев — это чёрный спаниель по кличке Тима. Но я брал его не с целью охоты. В ноябре прошлого года мы взяли его домой. Правда, однажды на рыбалке он у меня попался на крючок, но я его освободил, воспитывал.  

 
- У тебя есть «личные клиенты»? 
Не люблю такого понятия, как «личный клиент», не стремлюсь давать людям номер своего телефона. Прежде чем дать свой телефон я смотрю на адекватность человека, чтобы понять, позвонит ли он мне в три часа ночи с пьяным, быдляцким разговором и просьбой забрать его из кабака.  
В современных реалиях водителю выгоднее работать на себя или в компании (с диспетчером)? Лучше иметь свою машину или арендовать?
- Во всех наших городских такси идёт разделение — или ты купил сам машину и на ней работаешь в такси, либо же ты трудишься на автомобиле, который приобрела фирма и она уже нанимает тебя, как водителя. Мне нравится больше работать на машине фирмы и на компанию. Потому что у руководства есть цель, чтобы мы зарабатывали деньги и никуда не побежали. 
Работа в такси - это работа с людьми. Нужно ли при этом водителю быть немного психологом? Какие попадаются клиенты? Были ли весёлые курьёзные случаи в работе?
- Я считаю, что мне повезло в том, что я лет с 13 сам зарабатываю деньги. Все мои работы были связаны с людьми, так что я с раннего возраста умею с ними общаться. Было в жизни много критических и скандальных ситуаций, что я научился извлекать из них пользу. Не скажу, что я крутой психолог, но смогу найти выход процентов из 99 ситуаций, которые можно себе представить. Это задел с детства. Может быть, я не умел бы этого, если бы работал где-то на стройке. Ну, или надо было идти учиться на психолога, чтобы уметь всё это разгребать. Потому что люди у нас иногда попадаются странные. Есть адекватные, есть нет, есть бедные, а есть побогаче.

Но для меня главное, чтобы клиент был не наркоман, не алкаш и не маньяк. Правда, среди богатых есть такие люди, которые считают, что им все всё должны. Но это же ненормально. Не понял человек раз, не понял два, мы с ним распрощались. Как говорится, книга жалоб — в следующей машине. Человек идёт искать другое такси, где понравятся его выражения и действия. Мама меня человеком родила, и я не то чтобы требую особого отношения, но уважение нужно проявлять, так меня учили.

Мне смешно наблюдать ситуации, когда в заказанное такси садится девушка и молчит. Ей трудно сказать даже, куда её нужно отвезти. Не то, что сказать: «Здравствуйте!». Может быть у неё нет мамы или папы, может быть её не учили здороваться, но нужно же сказать хотя бы куда, её, госпожу отвезти. Логично? Но мы сидим, молчим. Клин клином вышибают. Я облокотился на руль и жду. И вдруг откуда ни возьмись голос: «А чего мы не едем?». Я объясняю, что нужно сказать хотя бы куда. 
Какими навыками и качествами должен обладать современный таксист?
Нужно уметь хорошо водить машину, с людьми находить общий язык даже в критических ситуациях. Главная проблема в том, знаешь ли ты город или нет. Раньше, когда в Шахтах были ларьки «Союзпечать», книжные магазины, мы все ходили туда и покупали там карту города, чтобы можно было сориентироваться, куда ехать. Так что ещё один важный навык это умение работать с картами и разбираться в топографии. Я, всю жизнь живя в этом городе понял, что не знал его вообще, только центр. Но ничего неделя-две-три и я уже хорошо ориентировался. Хотя сейчас, с появлением навигаторов, всё стало гораздо проще. 

 
Что бы ты посоветовал молодым ребятам, желающим избрать путь таксиста и начать заниматься этой профессией?
- Если есть у тебя желание прийти и работать, приходи и работай. И в такси можно работать и зарабатывать. Даже жене на шубу. Мне иногда хочется спросить у тех, кто ноет, что в городе нет работы, а вы работать пробовали? Почему у меня получается, а у кого-то не получается?

От всех жителей нашего города я слышу, что работать в такси это не престижно. Ну я в таком случае отвечаю: «Идите тогда на завод работать за 20 тысяч рублей». Почему у людей такое мнение о работе в такси? Якобы это не профессия, а просто какие-то покатушки на колёсах? Но, например, моя жена нормально к этому относится. Ни разу от неё я не слышал, что не хватает денег или чем-то она не довольна. Конечно, серьёзные покупки, таки как мебель, мы планируем. Но у меня получается содержать семью.

А у молодёжи отношение было такое — в такси дают машину покататься, да ещё за это и деньги платят. И такое отношение осталось где-то до сих пор. Работающий на заводе считает себя таким важным. У меня был случай, когда пьяный сотрудник одной из организаций города кичился своей должностью до такой степени, будто он миллионер. 
Смотрел ли ты фильм "Такси"? Нравится ли он тебе? Что там правдиво, а что далеко от правды?
- Смотрел. В наших реалиях у нас тоже есть узбеки (как в фильме азиаты), работающие в такси, которые третьи сутки рулят, а напарники их спят в багажнике. Потом они меняются— один спит, а другой работает. 
Как власти должны поддерживать таксистов?
- Вообще никак. Не трогайте нас и будет хорошо. Закон о такси, принятый недавно, жизнь усложняет, наверное, всем, особенно руководителям фирм такси, потому что он работает только в рамках кольца в Москве. Всё начиналось с того, что машина должна быть лицензированная, свежая. Человек купил такую, установил на неё газовое оборудование, что сейчас тоже немалых денег стоит, ему обещали, что с улиц города уйдут все «колдуны» (занимающиеся частным извозом водители — прим. ред.), а ничего не поменялось. Может, где-то в Москве что-то и изменилось, там больше этот процесс контролируют, но у нас в городе всё осталось по-прежнему.  

Если бы закон работал, было бы хорошо. Установлены бы были единые требования, которые бы не изменялись каждые полгода и все были бы счастливы. Но у нас всё через пень-колоду. Мне жалко наших директоров иногда, им не дают дышать вообще, претензии предъявляют именно руководству фирм такси.

Каждые полгода, а то и каждый месяц изменяются требования к установке газа, заправка должна быть с одной стороны, а теперь — с другой, в машине должно быть столько-то посадочных мест, а теперь нет — по-другому, резина должна быть определённой, но это не точно, через месяц требования изменяться, габариты багажника тоже, лицензирование и прочее.  

Если бы нам не мешали работать, было бы хорошо!      

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика