Кто должен заплатить за испорченную одежду во время примерки
Примерка – неотъемлемая часть покупки одежды и обуви. Но одного неловкого движения достаточно, чтобы молния на платье треснула или сломался замок на ботинке. Именно в этом ключе происходит большинство конфликтов с продавцами, так как покупатели не понимают, в какой ситуации выкупить испорченную вещь придется, а в какой – они не обязаны платить.
Всегда ли клиент прав
Важно помнить, что согласно статье 211 Гражданского Кодекса РФ, ответственность за товар в случае его случайной гибели несет собственник. Поскольку товар еще не оплачен, собственником является продавец. Однако именно случайность гибели товара и придется доказать.
Так, если маркировка на изделии достоверна и продавец предупредил о потребительских свойствах товара – размере, свойствах ткани, особенностях замков и кнопок, вред имуществу не будет признан случайным. Поэтому не стоит смущаться, если возникают проблемы с застегиванием изделий, необходимо просить помощи продавца, а не всеми способами пытаться справиться самостоятельно.
Дело в том, что согласно статье 1064 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Иными словами, гражданин не будет нести ответственность за последствия, если одежда имеет недостатки производственного характера – некачественный материал, неправильный крой, швы с дефектами. Тоже самое касается неполного предоставления информации продавцом о потребительских свойствах товара.
Оторванные бирки
В случае, если в ходе примерки до приобретения одежды или обуви оторвалась бирка, но при этом товарный вид не пострадал, магазин не в праве настаивать на возмещении ущерба.
Однако, если покупка состоялась, то вернуть вещь в магазин не получится, согласно статье 25 Закона «О защите прав потребителей».
Макияж и испорченные вещи
Куда интереснее обстоит ситуация с испачканной одеждой. Особенно это касается женской одежды и следов на ней в процессе примерки от губной помады или тонального крема. На продавца возложена обязанность довести до потребителя всю информацию о правильном использовании товара и предупредить его заранее в доступной форме, что конкретную вещь нельзя примерять в макияже.
То есть, если в руководстве по эксплуатации производителя платья есть информация о подобных запретах и она доведена до потребителя в наглядной форме до использования вещи, то можно потребовать возмещения соответствующих убытков.
Так, если вещь можно постирать, и при этом потребительские свойства не ухудшатся, то можно потребовать возмещения затрат на стирку. В противном случае нужно проводить экспертизу и оценивать размер причиненного ущерба.
Договориться не получилось
В случае, если конфликт с продавцом не был улажен в досудебном порядке, имущественный спор разрешается в рамках гражданского судопроизводства.
Предварительно пострадавшая сторона должна составить акт ущерба, рассчитать его стоимость и собрать доказательства вины.
При этом продавцы не имеют права забирать в залог паспорт покупателя или не выпускать его из магазина, скручивать руки или ругаться. Охранники в свою очередь рискуют нарваться на уголовную статью за превышение полномочий, если нарушат достоинство личности покупателя. В случае серьезного спора, когда покупатель ругается или находится в нетрезвом виде, необходимо вызывать сотрудников полиции.
Материал подготовила Надежда Фоломкина.