Расскажи о своих горняках - «КВУ» запускает проект «Лица шахтёров»
Ко Дню города Шахты, который горожане будут праздновать в конце лета, "КВУ" запускает проект "Лица шахтёров". В нём будут собраны истории и фотографии горняков, трудившихся в нашем городе в разные годы. Наверняка в каждой семье есть родственники, чья жизнь так или иначе связана с угольной промышленностью. Расскажите об их жизни, каких-то запомнившихся случаях. Истории и фото будут опубликованы на страницах газеты и сайте "КВУ". "Лица шахтёров" - это дань уважения великому трудовому прошлому нашего города.
- Прислать информацию можно на электронную почту [email protected], в Ватсап по номеру 8-928-180-43-04 либо передать в редакцию по адресу: ул. Ионова, 182.
- Заявки принимаются до 15 августа.
Первым шахтёрским лицом проекта стал Николай Степанович Полупанов. О нём рассказал его сын, шахтинский краевед Андрей Полупанов.
Памяти моего отца посвящается...
Листая страницы родительского альбома, я обратил внимание на две чёрно-белые фотографии, на которых запечатлены шахтёры. На оборотной стороне фото есть надписи, выведенные аккуратным почерком моего отца, Полупанова Николая Степановича: «1974 год. Посадочная площадка 1509 штрека. Восточный ходок 15 уклона. Ш. «Южная»» и «1974 год. Ш. «Южная». Монтаж 1509 лавы».
Среди шести шахтёров и мой отец, ему на тот момент всего 26 лет. Зная историю его трудового пути (он пришёл работать на шахту «Южная» в 1972 году), я вижу в нём уже опытного и заинтересованного труженика. Шахтёры запечатлены после трудовой смены, на их испачканных угольной пылью лицах одновременно читается усталость и удовлетворенность от проделанной работы. К сожалению, не все имена людей на снимке мне известны. Второй слева – мой отец, в центре – Мордвинов Василий Степанович, внизу – Удовенко Виталий Иванович. Очень хочется, чтобы память о них хранила не только эта фотокарточка.
О профессии шахтёра, трудной и опасной, но почётной и интересной знаю не понаслышке, так как являюсь продолжателем шахтёрской династии, и проработал на шахте «Южная» 10 лет до момента её закрытия. Но это небольшой срок по сравнению с тем, сколько лет отдал работе на этой шахте мой отец.
Полупанов Николай Степанович прошёл славный трудовой путь длиною в 27 лет — от подземного доставщика-такелажника до начальника монтажного участка, который он возглавлял более 16 лет. За активное участие в соревнованиях, высокие производственные показатели и ответственное отношение к возложенным на него обязанностям многократно был отмечен благодарностями, почётными грамотами и денежными премиями. Он пользовался огромным уважением в коллективе и у администрации шахты, и в 1995 году ему было присвоено звание «Почётный работник угольной промышленности».
Так что же у шахтёров обозначает слово «лава»? Шахтёры знают, это очистная подземная горная выработка, где непосредственно производится добыча полезного ископаемого – угля, значительной протяжённости до нескольких сот метров. С одного бока которой находится массив угля (забой лавы), а с другого – закладочный материал или обрушенная порода выработанного пространства. Впервые этот термин возник в 40-х годах 19 века в Донбассе на Лисичанском казённом руднике. Сейчас уже трудно точно сказать об истории его возникновения, но появившиеся длинные очистные выработки стали называть «лавками» (скамьями), вероятно потому, что забойщикам в них приходилось рубить уголь сидя. А в дальнейшем слово «лавка» трансформировалось в «лаву».
Прошло двадцать лет как в процессе реализации мероприятий по реструктуризации угольной промышленности в нашем «городе шахтёрской доблести» в 2002 году массово закрыли угольные предприятия – шахты. И уже выросло целое поколение шахтинцев, которые ничего не слышали ни о шахтёрах, ни о шахтёрских терминах ...знакомых нам с детства.
Полистайте альбомы своих родных, ведь простая чёрно-белая фотография многое может рассказать о прошлом. Вместе мы сохраним шахтёрский дух нашего города. Не зря его имя – Шахты!