90 лет назад по улицам города Шахты прошёл первый трамвай

 

Даёшь, трамвай!

Начиная с середины 20-х годов в городе Шахты происходили большие перемены: для рабочих возводили новые жилые дома, больницы, школы. Был построен водопровод, обеспечивающий горожан донской водой. В эти же годы появился план обеспечить город трамвайным движением, чтобы шахтинцам было удобно добираться до места работы. 

В ноябре 1930 года Шахтинско-Донецким окружным исполкомом было принято решение о прокладке трамвайной линии в городе Шахты. В 1931 году при горсовете специально создали сектор управления строительством трамвая. Была составлена и утверждена смета на его постройку. Строительные материалы доставлялись из разных уголков Советского Союза. Рельсы привозили из Красного Сулина, Ростова-на-Дону, Таганрога, Армавира, Мариуполя, Минеральных Вод, Пятигорска.

Единого стандарта ещё не существовало, поэтому строители трамвайных путей столкнулись с тем, что рельсы оказались разнокалиберными. Они отличались по типу, длине, искривлённости и изношенности. Чтобы привести рельсы к единообразию, их подвергали специальной обработке. Короткие отрезки между собой сваривали, получая отдельные звенья длиной 25-30 метров. Всего было переработано 850 тонн рельсов.

Строительство началось 6 августа 1931 года. Прокладка первых трамвайных путей проходила под лозунгом «Даешь трамвай!» и «Превратим город Шахты в культурный благоустроенный пролетарский центр!»

Конечно, такое большое и нужное дело не могло обойтись без участия комсомольцев, которые стали выходить на субботники, помогая укладывать рельсы. К комсомольцам стали присоединяться и другие горожане. Общими усилиями всего за год с небольшим была построена первая трамвайная линия протяжённостью три километра, соединяющая железнодорожную станцию «Шахтная» и центр города. Рельсовый путь пролегал по переулку Сквозному, улице Советской до пересечения с переулком Красный Шахтёр. Открытие трамвайного движения приурочили к 15-й годовщине Октябрьской революции. 7 ноября в торжественной обстановке под бравурные марши оркестра проехал первый трамвай. И это было только начало... 

Все на субботник! 

Первый маршрут был продлён. Вначале до Грушевского моста (май 1933 г.), затем по улицам Дежнёва и Шоссейной до 1-го Пересечения (октябрь 1933 г.).И опять не обошлось без субботников. Комсомольскую инициативу поддержала такая серьёзная организация, как трест «Севкавуголь».  «…Выйдем все как один на трамвайную линию. Все отделы и участки треста дружной семьёй поможем связать город с отдалённым посёлком шахты и вложить великий камень в фундамент социалистического благоустройства города. Лучше всех докажем своё участие в этом, и откликнемся на боевой клич Райкома ВКП/б/ и ВЛКСМ превратить город Шахты в цветущий пролетарский уголок Донбасса!» – призывала агитационная листовка, в которой речь шла о посёлке шахты «Пролетарская Диктатура». Усилиями работников близлежащих шахт «им. Петровского», «Красненькой» и собственно «Пролетарской Диктатуры» удалось приблизить открытие второго маршрута: ж/д вокзал – шахта «Пролетарская Диктатура» (январь 1934 г.).

На фото: Так выглядели первые шахтинские трамваи.

Этот маршрут просуществовал до 1976 года. Причиной его ликвидации стал троллейбус, маршрут которого проходил по проспекту Победы Революции и частично дублировал трамвайный. В 1934 году появилось трамвайное депо, которое устроили в полуразрушенном Покровском храме.  

Городские маршруты  

Открытие каждого нового маршрута очень радовало горожан, значительно облегчая передвижение по довольно растянутому в пространстве городу. Третий маршрут, соединяющий 1-е Пересечение, и посёлок шахты «Нежданная» появился в 1934 году. К 7 ноября 1935 года было приурочено открытие отрезка от 1-го Пересечения до Шахты «Октябрьской Революции» по улицам Шоссейной, Свободной и Пульного. С приходом фашистов на шахтинскую землю в июле 1942 года трамвайное движение в городе остановилось. Трамвайные пути на многих участках были разрушены, как и мост через реку Грушевку, по которой были проложены рельсы.

Работу трамвая восстановили в ноябре 1944 года.

В 1962 году, спустя 30 лет после пуска первого шахтинского трамвая, появился маршрут №4. Трамвай шёл от 1-го Пересечения до шахты «Южная». Рельсы от улицы Маяковского до «Южной» были проложены по улице Карагандинской и улице Васюты.
В 1976 появился маршрут №5. Трамвай по нему двигался от ж/д вокзала к 1-му Пересечению.
В 1989 году был введён новый маршрут №2: ж/д  вокзал – улица Молодёжная  – 1-е Пересечение. Просуществовал он всего один год и был закрыт в 1990 году.

На фото: Трамвай въезжает со стороны ул. Советской на территорию трампарка. 1990 –е годы.

Вошёл в историю 

Первые трамваи были так устроены, что сзади к ним цеплялись на ходу мальчишки и норовили проехаться бесплатно, но их гоняла милиция. Ездить бесплатно в вагоне редко у кого получалось. «Зайцев» (так называли безбилетников) ловили кондукторы. Проезд в трамвае стоил относительно недорого, поэтому ездить без билета было дурным тоном. Так делали босяки или некоторые «принципиальные» граждане.

Один такой гражданин вошёл в историю благодаря знаменитому кондуктору. Вернее, знаменитостью он стал позже, когда уже перестал быть кондуктором. Речь о писателе Константине Паустовском, которому в юности довелось работать кондуктором в московском трамвае. В те годы всех замучил один необычный «заяц». Это был старичок, выглядевший очень респектабельно. Он умудрялся ездить бесплатно довольно продолжительное время.

Дело в том, что по утрам у кондукторов не находилась сдача со 100-рублёвой купюры. Все кондукторы уже выучили наизусть номер сотки. Паустовский решил проучить хитреца. Вечером он под расписку взял в кассе мелочью 100 рублей. На утро любитель проехаться за «счёт датского короля» (как тогда говорили) привычно вытащил свою денежку. Каково же было его удивление, когда молодой кондуктор взял банкноту, положил в свою сумку и стал отсчитывать сдачу. Убеждённый безбилетник даже впал в ступор от неожиданности. Очнулся он, когда получил свои причитающиеся 99 рублей 95 копеек. Старик пришёл в ярость, обозвал кондуктора «заразой» и выскочил на следующей остановке. Больше его в трамвае не видели.

На фото: Коллекция счастливых билетиков.

Счастье трамвайное

С билетами было связано поверье о том, как стать счастливым, проехавшись в трамвае или любом другом общественном транспорте. Речь о «счастливом» билете.

Все билеты были пронумерованы, и обычно номер состоял из шести цифр. Счастливым считался тот, у которого сумма первых трёх цифр была равна сумме остальных трёх, либо зеркально отражались, либо цифры были все одинаковыми. Для того, чтобы билет «подействовал» и счастье наступило, его необходимо было съесть. Но, видимо, об этом знали не все, иначе они не оказались бы в руках у современных коллекционеров.

 Электро-романтика

Трамвай был очень романтичным видом транспорта. Влюблённые парочки любили ездить на трамвае, потому что во время ненастной погоды в вагоне было тепло и сухо, а неспешный ход трамвая располагал к разговорам, а если людей было совсем мало, то и к поцелуям. Это случалось по вечерам. Однако езда в утреннем трамвае была иной. Порой люди, спешащие на работу, так набивались, что рвали одежду, ломали зонты и даже руки. Особенно часто подобное происходило незадолго до ликвидации в городе трамвайного движения, когда трамваев значительно убавилось.

Начиная с 1996 года, один за другим стали закрывать маршруты, а в 2001-м и вовсе были закрыты из-за того, что передвигаться на неисправных трамваях по аварийным рельсам стало небезопасно. Обидно, что такая участь постигла шахтинский трамвай, ведь в других городах Ростовской области сохранили этот экологичный и удобный вид транспорта.

На главном фото:  Утренние очереди на трамвайной остановке в конце 80-х – начале 90-х гг.

Подготовила Александра ЗАЙЦЕВА в рамках проекта «Донской край — регион возможностей»  

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304

Читайте также

Оставить комментарий


Яндекс.Метрика