"Дети дважды умирали у меня на руках": мама из Шахт рассказала о первых годах жизни недоношенных малышей
Господи, только отдай! Девять лет назад с такими словами просыпалась и засыпала Ирина Борисенко. Шахтинка родила недоношенных тройняшек. Детей сразу же забрали в реанимацию, прогнозы были неутешительны. Даже сейчас, вспоминая тот период жизни, Ирина не может удержаться от слёз. В преддверии международного Дня недоношенных детей, который отмечается 17 ноября, она рассказала о своём опыте родительства.
Когда увидела детей, испытала шок
Беременность у Ирины была желанная и долгожданная. Зачатие происходило методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Беременность тройней не могла быть лёгкой, но Ирина справлялась. До 32 недели. Тогда на седьмом месяце появилась угроза жизни матери, нужно было срочно рожать. 24 марта 2014 года на свет появились мальчики Олег и Донат весом по 1600 грамм и девочка Вера весом 1100 грамм.
- Первых недоношенных детей я увидела своих. Хотя во время беременности было понятно, что вряд ли я дохожу полный срок, заранее этой темой не интересовалась. Десять лет назад шанс выносить тройню составлял 50%, а те кто рождались были недоношенные и вследствие этого имели большие проблемы со здоровьем. Ко всему этому мы были готовы. Но когда я увидела своих малышей — испытала шок. Я предполагала, что недоношенный — это просто маленький. На самом деле - это несформированные органы, отсутствие ногтевых пластин, диспропорции частей тела, - поделилась воспоминаниями наша героиня.
Не могли дышать и глотать
У недоношенных нет дыхательного, глотательного рефлекса, первое время они находятся на искусственной вентиляции лёгких, их кормят через зонд. Лежат младенцы в кювезах — специальных люльках, подключённых к аппаратам, с закрытыми повязками глазами. За обилием проводов и трубок, мамы не всегда могут понять где их малыш.
- День за днём из реанимации поступали только плохие новости: дети не дышат, не глотают, появилась инфекция, плохой анализ крови. Состояние стало улучшаться после крестин. Прямо в больницу пришёл священник — молодой, красивый, статный. Он совершил обряд, а потом сказал мне: «Не переживай, я тоже недоношенный из двойни, а вырос крепким». Тогда мне было важно это услышать. После крестин новости из реанимации становились лучше — состояние детей стабилизировалось. Казалось, что впереди нас ждёт только хорошее…, - рассказала Ирина.
Диагноз за диагнозом
Месяц за месяцем, год за годом тройняшкам ставили различные диагнозы, один из них — ретинопатия (нарушение зрения) недоношенных. У них определили вторую стадию, было опасение, что она перейдёт в третью и зрение не восстановится никогда. Но этого не случилось, ретинопатию переросли. Развитие малышей шло с задержкой. По сравнению с доношенными, они долго не садились, не ползали. Зато в полтора года уже разговаривали предложениями. Основной побочкой недоношенности была незрелая нервная система, «благодаря» которой тройняшки до двух лет не спали ни одной ночи. Сон вернулся в семью Борисенко только в два с половиной года.
Дважды умирали на руках
Дети болели, причём от первого чиха до госпитализации в реанимацию проходило 8 часов.
- Дважды у меня умирали дети на руках. Первый раз — Олег. У него пошла пена изо рта, он перестал дышать, происходило это в реанимации и его быстро откачали. Второй раз — Вера. Это произошло дома, ей было около двух месяцев. Глотательный рефлекс не до конца сформировался, её кормили очень медленно, по особому методу, но всё равно часто она захлёбывалась едой. В один из таких случаев она посинела, покраснела, прекратилось дыхание. После того как её вернули к жизни и всё стало нормально, я сутки не могла подойти к дочке. Уже казалось, ничего не предвещало беды и тут такое, появился страх. Расслабиться не получалось. Некоторые болезни, которые являются следствием недоношенности, развиваются только к 4-6 годам, например, эпилепсия проявляется в пять лет, - рассказала шахтинка.
Они смогли
Все брошенные вызовы Донат, Олег и Вера преодолели, вылечили или переросли. Сейчас они учатся в третьем классе школы №1 и любят читать книги.
- Главное — вера в своего ребёнка. Сейчас я беру ручку дочки — а у неё шрамы от капельниц уколов, и я думаю - как это всё можно было пережить, а она смогла, - поделилась Ирина.