Почему Александровск-Грушевский понёс убытки из-за гастролей артистов из Новочеркасска
В середине января 1915 года Александровск-Грушевским обществом взаимопомощи приказчиков был организован показ спектакля труппы Василия Ивановича Бабенко из Новочеркасска. Труппа считалась серьёзной и профессиональной, а подобные спектакли грушевцы не могли себе часто позволить. Несмотря на то, что публика очень хорошо приняла артистов и их творчество, сбор от спектакля не принёс обществу дохода, наоборот, приказчики понесли убыток – около 70 рублей. Причина крылась в отсутствии большого помещения. На тот момент в городе существовало лишь две более-менее подходящие площадки для театральных представлений. Это зал в Пушкинской читальне и зал в Общественном собрании. Из-за недостаточного количества зрительских мест организаторам приходилось сильно поднимать цены на билеты, что отталкивало чуткую к искусству, но малоимущую публику. Богатые горожане могли себе позволить съездить на спектакль в Новочеркасск или Ростов, а не сидеть в тесном помещении на неудобных скамьях.
Пожар и война повлияли на театр
Надо сказать, что труппа Бабенко приехала в Александровск-Грушевский не от хорошей жизни. Незадолго до этого в Новочеркасске сгорело здание театра. Оно было деревянным и его полностью уничтожил огонь. В.И. Бабенко арендовал под театр частное здание на Платовском проспекте. В новых условиях, да ещё и войны (шла Первая мировая), труппе приходилось нелегко. Как писал новочеркасский журнал «Театральный корреспондент» N 2-3 за 1915 г., «Театр военных действий заслонил нашу маленькую сцену, посещаемость театра понизилась и сборы оказались недостаточными даже для оплаты жалования труппе». В это время на сцене игрались пьесы, отвечающие духу военного времени, но тем не менее имели место и постановки Островского, Гоголя, Грибоедова. Именно классикой и решили порадовать грушевцев новочеркасские артисты, которые сыграли «Волки и овцы» Островского.
Местные и столичные
В постоянную труппу В.И. Бабенко в те годы входили такие артисты как О.Н. Кремнева, М.И. Михайлов, Е. Мирская, Е. Муравьева, Ф. Дробинин, Г. Покровский, Н. Плотников.
Бабенко был успешным антрепренером. Несмотря на все трудности, он умудрялся не только оставаться на плаву, сохраняя труппу, но и привлекать для выступлений знаменитостей.
В 1915 г. по его приглашению в Новочеркасске выступала труппа М. И. Судьбинина. Он же организовывал выступления знаменитых музыкантов, например, скрипача-виртуоза, профессора Киевской консерватории Михаила Эрденко. А скрипач-виртуоз, уроженец Новочеркасска Константин Думчев выступал не только в Новочеркасске, но и в Александровске-Грушевском.
На новочеркасской сцене блистали: Анастасия Вяльцева, Павел Орленев, братья Роберт и Рафаил Адельгейм, балерина Екатерина Гельцер.
О первой и последней из этого списка хотелось бы рассказать подробнее.
«Чайка» и «хозяйка»
«В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева…», – эти слова приписывают всемирно известному цирковому борцу Ивану Поддубному. Анастасия Вяльцева родилась в бедной крестьянской семье в Орловской губернии, за необыкновенный взлёт её называли «Русской Золушкой» и «Чайкой русской эстрады». Сценическую деятельность Анастасия Вяльцева начинала в Киеве в качестве статистки в балетной труппе, позже выступала в опереточной труппе московского театра. Там её заметили театральные обозреватели. Она всю жизнь не оставляла оперетты, но бешеный успех имела как эстрадная певица. Исполняла романсы, в том числе специально написанные для неё. «Не уходи, побудь со мной» написал безнадёжно влюблённый в неё Николай Зубов. Известно, что она давала много концертов в провинции и всегда имела оглушительный успех.
Екатерина Гельцер – балерина. Она родилась в артистической семье. В 1915 году ей было 39 лет. Сейчас в этом возрасте балерины уже уходят на пенсию, а в случае с Екатериной Гельцер было по-иному. Позже она ещё объездила Европу с Дягилевым, а после революции, когда большинство её коллег эмигрировало, стала «настоящей хозяйкой Большого театра».
Благодаря деятельной натуре Василия Бабенко провинциальная публика имела возможность прикоснуться к творчеству столичных знаменитостей, которое, как ни крути, стояло на порядок выше творчества большинства заезжих артистов из глубинки.
Автор Александра Зайцева