"Большие гастроли": Шахты и Вольск обменялись театрами

 

С 14 по 16 апреля Шахтинский драматический театр принимал почётных гостей. Шахты посетили артисты и главный режиссёр драматического театра города Вольска. Театралы Шахт увидели три замечательных спектакля — детскую сказку для юных зрителей «Чудесный колодец», фееричную комедию, полную тонкого юмора, «Безумный день или Женитьба Фигаро» и водевиль «Таинственный ящик или Чудак-покойник».

Все спектакли были показаны в рамках межрегионального направления «Больших гастролей». Эта программа организована ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России. Артисты города Шахты отправились в Саратовскую область, в город Вольск, а труппа драматического театра города Вольска приехала на сцену нашего города.

Для гостей была организована культурная программа. Они посетили хутор Пухляковский, где познакомились с донской казачьей культурой, побывали в городе Новочеркасске - в краеведческом музее и Вознесенском кафедральном соборе. 

Праздничная феерия с Волги

На пресс-конференции, которая прошла в Шахтинском театре, главный режиссёр Вольского драматического Алексей Козлов подчеркнул, что традиционно Ростовская и Саратовская области — это регионы с очень сильными, глубокими театральными традициями. А зрители в этих областях воспитаны театром, публика любит его и понимает. Те театральные традиции, которые существуют у зрителя в Ростовской области, помогают актёрам другого региона взглянуть на себя со стороны. Это полезно для артистов, режиссёра и администрации театра.

  
- У каждого хорошего театра есть своё лицо, - уверен Алексей Козлов, - не секрет, что публика города свой театр любит и многое ему прощает. Иногда взгляд замыливается. А в проекте «Большие гастроли» возникает эффект зеркала, который помогает взглянуть на себя иначе, оценить себя, где-то порадоваться за свои достижения, которых ты и не заметил или перестал видеть в своих артистах, а где-то и подкорректировать что-то. Ведь зеркало оно не спрашивает тебя и не отвечает тебе на вопрос, как в сказке: «Свет мой, зеркальце, скажи!». Оно показывает всю правду. 

Такие гастроли — это всегда предельное напряжение коллектива, определённая доза адреналина, которая помогает дальше жить и повышает работоспособность, а значит и иммунитет театра к бытовой обыденности. Ведь, не секрет, что жизнь непростая. И этот иммунитет позволяет театральному организму быть более здоровым, даёт силы и желание творить. Иногда спектакли на гастролях вдруг расцветают.

У меня было несколько раз, что хороший, привычный спектакль, на гастролях (в Рязани), с новой публикой, как заиграл, как расцвёл! А ему уже 4 года было. Я думал списывать его. Но когда мы вернулись в Вольск, у этого спектакля появилась новая жизнь, новые краски. Театральные гастроли, встреча с новыми людьми, традициями — это всегда чудо и праздник, которого так иногда не хватает в нашей жизни.

Праздник Мельпомены

Алексей Козлов хорошо знаком с донским колоритом — некоторое время назад он был актером, режиссером, директором "Донского театра драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской". Руководство "Казачьим драматическим театром" помогло режиссёру в гастролях по Донской земле. 
- Я, безусловно, несу то, чем был напитан на Донской земле, и в нашу труппу, - откровенничает Алексей Козлов, - у меня некоторые актёры владеют шашками, поют казачьи песни. В репертуаре нашего театра есть спектакль «Полтава» о сложных взаимоотношениях России и Украины, где мы развернули полотно человеческой жизни, а не просто конфликты политические и любовные, которые там происходили.

Юный зритель

Артистов Вольского драматического театра особенно порадовали в Шахтах аншлаги. На всех спектаклях в храме Мельпомены был полный зал зрителей. 
- Дети в Шахтах, приходившие на спектакли для юных зрителей, очень живы, активные, легко вступающие в контакт с артистами, - рассказал актёр Вольского драматического театра Александр Шевелёв, - нам было легко работать.

А постановщик Алексей Козлов привёл в пример слова одного из своих учителей -  театрального педагога, заведующего кафедрой Щукинского института Михаила Борисова, который, напутствуя каждый раз выпускников, говорил: «Братцы! Вы — последний форпост живого человеческого общения».   

 
Бывает очень непросто юного, живого, активного зрителя удержать на месте и объяснить ему правила воспитания и поведения в театре. 
- Мы не можем предъявлять претензии к детям, мы должны их воспитывать, ведь мы — последние, кто это делает, - отметил Алексей Козлов, - детвора совершенно естественно привыкла сегодня к экрану, а не к живому человеку. Дети понимают, что у экрана можно выключить звук, можно говорить — через экран монитора или смартфона — тебя не услышат. Общий труд и задача театра, педагогов — воспитывать и прививать культуру живого человеческого общения.

Дети должны видеть не экран, а человека. В этом состоит большая миссия театра. Поэтому и Шахтинский и Вольский драматические театры стараются работать вместе с педагогическим составом, объясняя маленькому зрителю не просто правила поведения, а донося до них понятие того, что здесь — живой человек, люди. Это очень важно.

Иногда маленькому ребёнку покупают манеж, но на самом деле, это маме покупают манеж. Нам, конечно же, хотелось бы, чтобы дети сидели тихо, смирно и внимали действу. Но… так не бывает. Театр — это взаимная игра и грех делать из ребёнка пенсионера.

 

Французская драматургия 

Вольский театр привёз в Шахты два спектакля для взрослых. Первая постановка — старинный русский водевиль «Таинственный ящик или Чудак-покойник», но основа, взятая Петром Каратыгиным, это французская драматургия. Он был очень популярен, но за всеми весёлыми песнопениями, танцами, была унаследована и мораль, свойственная театру того времени. Даже, казалось бы, в таком лёгком, бульварном, опереточном жанре можно найти черты моралите — добро побеждает зло, влюблённые обретают друг друга, злодеи посрамлены. Это важная часть бытия человека.

Водевильные сюжеты крайне важны, ведь в своей сатирической части они высмеивают различные человеческие пороки. Смеясь над ними, зритель понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Поскольку всё это воспринимается ещё и через чувственное восприятие, мы в какой-то ситуации можем не совершить плохого, и наоборот — создать ситуацию, в которой победит добро, а также лучшее в человеке.

Спектакли Вольского драматического театра - это не чисто развлекательный жанр, хотя поставлена пьеса в классических традициях водевиля. Уникальность постановки состоит ещё и в том, что музыка к ней написана в Москве, композитором, театральным педагогом Ириной Воздвиженской, которая ушла из жизни (из-за болезни сердца) прямо в период постановки спектакля. Поэтому режиссёр решил отказаться от аранжировок, и спектакль идёт в авторском клавире, в память о Ирине Воздвиженской. В спектакле — остро характерные герои, изящная пластическая и танцевальная фактура. 

Безумный день

Зрители получили настоящее удовольствие от просмотра заключительного спектакля гастролей — комедии Бомарше «Женитьба Фигаро». Потрясающие, искусно сшитые, дорогие костюмы, оригинальные декорации, тонкий юмор и фееричные диалоги, приправленные изрядной долей иронии и мудрости. Вольские (волжские) артисты покорили шахтинскую публику своим талантом, динамикой и самоотдачей. Это был настоящий праздник — яркий, впечатляющий, незабываемый. 

Впечатление от Шахт

Актёрам и режиссёру Вольского  драматического театра очень понравился город Шахты. 
- Вы не представляете, сколько восторга и приятных впечатлений вылили на меня мои коллеги по поводу города Шахты, - поделился на пресс-конференции Алексей Козлов, - нам очень понравилось у вас. Многие говорят, что в таких городах, как Шахты, которые получили своё значение и развитие даже после ухода советской власти, очень похожи здания театров. Такие же храмы искусства можно наблюдать в городах Ворошиловоград (Луганск), Жданов (Мариуполь). Здесь восхитительно всё — прекрасные широкие улицы и проспекты, южная зелень, солнце и, конечно же, улыбающиеся люди.

Я, к сожалению, грешен — человек курящий, но я только на третий день пребывания в Шахтах нашёл на рынке табачную лавку. Здесь на улицах не курят. Мне есть с чем сравнивать. У нас в городе — лавка на лавке (табачная). Поэтому у шахтинцев здоровый цвет лица и хорошее здоровье. Я — ростовчанин, жил в Таганроге, Новочеркасске. Я необъективен: очень люблю Ростовскую область и город Шахты. На сцену шахтинского драматического театра я выходил несколько раз, как актёр Казачьего драмтеатра. 

Вольск — это купеческий город, с большими традициями, в том числе и театральными, культурными. О нём говорят так — «Восльк — городок — Петербурга уголок». Вся центральная часть Вольска сделана в Питерских архитектурных традициях. Этот город даже спорил с Саратовом за право быть областным центром. Но — не сложилось.

Труппа Вольского драматического театра очень благодарила руководство Шахтинского драматического театра за прекрасную культурную программу, которая была организована для гостей. Вольские артисты посетили казачий стан в Пухляковском и даже спели там донские казачьи песни. 

- Мои коллеги были в восторге, а я сам был поражён до дрожи, испытал приступ ностальгии, - признался Алексей Козлов, - для всех нас это было колоссально, мы испытали радость неземную. Очень здорово, что сейчас уделяется такое внимание культуре, организации взаимных гастролей. Спасибо проекту «Большие гастроли» за уникальную возможность развития театральной культуры в регионах.  

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика