Сорок лет назад была пущена самая длинная троллейбусная линия в городе Шахты

В канун нового 1984 года состоялось торжественное открытие новой троллейбусной линии, которая связала всю центральную часть Артёмовского района с центром города. В её строительстве так же, как когда-то в строительстве трамвайных путей, принимали участие все предприятия города. Самыми активными участниками народной стройки являлись, конечно, жители Артёмовского района, которые были заинтересованы в этом деле более других.  
В день торжественного открытия нового маршрута состоялся митинг рядом с Домом культуры шахты им.Артёма (ныне ДК им. Парамонова). Впоследствии это место стало одной из остановок данного маршрута. Несмотря на лёгкий морозец собралось много людей с плакатами, играл духовой оркестр. На митинге чествовали самых активных строителей, а после почётные гости уселись в новенький троллейбус и отправились в путешествие из «Артёма» в «Город». 

Рога и колёса

Троллейбусы, ходившие по городу Шахты выпускались на Заводе имени Урицкого в городе Энгельсе. Самой распространённой моделью была ЗИУ-9. В него вмещалось около 30 сидячих мест, а всего салон был рассчитан на 90 человек. Это при условии вместимости 5 человек на квадратный метр. В часы пик могло войти и больше, но обычно с троллейбусами такого не случалось. Ездили они хотя и не очень быстро, но довольно часто. Эта модель троллейбуса выпускалась с 1972 по 2015 год с небольшими изменениями и была самой массовой не только в СССР, но и в мире. Троллейбусы поставлялись в страны европейского социалистического лагеря и в Африку. Они были оснащены электропневматическим приводом дверей, мягкими травмобезопасными креслами, страховкой от утечки тока. Для безопасности пассажиров также был предусмотрен аварийный выход для пассажиров через окно. Для этого на некоторых окнах имелся резиновый шнур по периметру стекла, который в случае опасности надлежало выдернуть и выдавить стекло наружу. Шахтинские хулиганы нередко выдёргивали шнур, а стекло, лишённое фиксации, через какое-то время само вываливалось на полном ходу, когда троллейбус подбрасывало на каком-нибудь ухабе дороги.

Чистые салоны и честные пассажиры

Виктор Перцев, председатель краеведческого клуба «Корни твои», житель Артёма, хорошо помнит эти времена:
-  До пуска троллейбуса добираться в центр города Шахты с Артёма и обратно было весьма проблематично. Людей в посёлке проживало всегда много. Кто-то работал недалеко от дома, а кто-то в центре города Шахты. Очень много артёмовских жителей трудилось на обувной и на швейной фабриках, поэтому основной поток желающих уехать в центр был по утрам. Люди буквально штурмовали 11 номер автобуса. С пуском троллейбуса стало полегче. Город Шахты был вторым городом, по улицам которого стал ходить троллейбус. Самый первый маршрут был открыт в 1975 году. Он начинался у шахтинского автовокзала и связывал город с ХБК. Троллейбус шёл вначале по пр.Победа Революции, затем по ул. Садовая, пр.Карла Маркса, пер.Шишкина, ул.Промышленная, проходил по всему ХБК и разворачивался в пос. Красный. На преодоление этого пути троллейбусу требовалось около 40 минут. 
Потом появились другие направления: Автовокзал-Гидропривод, Автовокзал-шахта им. Газеты «Комсомольская Правда», ХБК-Артём. Нередко приходилось ездить с пересадками.  
Салоны новых троллейбусов были чистыми и удобными. Кондукторов не было. В салоне имелись компостеры – устройства для гашения билетов. Пассажиры покупали билеты у водителя или заранее приобретали в киосках, а затем пробивали их с помощью компостера во время поездки. Иногда контролёры всё же появлялись и проверяли у пассажиров билеты, но это случалось не часто. Проезд стоил недорого, всего 4 копейки и основная масса людей честно оплачивала проезд. Троллейбусы выходили на линию в 4:30 и заканчивали работу в час ночи, и это было очень удобно, а появление маршрута, который напрямую соединял Артём с центром города значительно облегчил жизнь шахтинцев. 
К сожалению, этот экологически чистый вид транспорта прекратил существование в нашем городе в 2007 году. Тогда же было закрыто и троллейбусное депо, в котором ныне расположилось ОДЦ «Город Будущего».

Автор Александра Зайцева

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика