Как защитить детей от нервозности общества, рассказала психолог ДГТУ
Конец света, кризисы и дефолты, информационные войны и санкции, стихийные бедствия, пандемия и военные операции - люди в России, да и во всем мире, переживают непростое время. Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая и консультативная психология» ДГТУ Анастасия Гришина рассказала, как нервозность общества влияет на детей и что можно предпринять родителям, чтобы свести к минимуму травмирующее воздействие тревожных настроений на ребенка.
– Когда родители находятся в состоянии тревоги, переживают о будущем семьи, всегда ли это передается детям? Как в подобных ситуациях следует вести себя родителям? Нужно ли стараться скрыть от ребенка свое состояние или лучше найти слова, чтобы объяснить ему, почему папа и мама не такие веселые, как раньше? Какой сценарий наименее травмирует ребенка?
– Дети прекрасно чувствуют состояние родителей. И гораздо страшнее для ребенка, когда мы говорим одно, а чувствуем другое. Тогда ребенок, не понимая ситуации, начинает винить себя, думает, что он что-то сделал не так, что его поведение вызвало такое состояние родителей.
Нормально объяснять ребенку, что вам страшно, плохо, грустно. Говоря с детьми о своих чувствах, мы учим их проживать эмоции, а не прятать, ни стыдиться их, помогаем ему чувствовать близкого человека и оказывать ему поддержку. При этом необходимо учитывать, что нельзя сливать на ребенка весь накопленный негатив, в том числе в случаях, когда мы не можем выразить его на работе или в каких-то других сферах нашей жизни. Вместо того чтобы, к примеру, поплакать, мы начинаем ругать ребенка, придираться к нему, сами того не замечая. При этом ребенок не может дать нам достойный ответ, так как он слабее. Именно поэтому родители должны бережнее относиться к детям и контролировать свои эмоции.
– Стоит ли в таких ситуациях ограничивать круг общения ребенка, чтобы изолировать его от негативного влияния окружающих, от травмирующей информации? Если да – как лучше это делать?
– Ограничить круг общения сложно, практически невозможно, если ваш ребенок ходит в детский сад или школу. Лучше объяснить детям, что у разных людей могут быть разные точки зрения на ситуацию, что каждый человек имеет право на свое мнение и что не надо вступать в конфликт с тем, кто думает иначе.
– А если источником негативной информации является средство массовой коммуникации?
– Да, дети не только видят состояние родителей, но и слышат отголоски новостей или даже находятся в медиапотоке. Но они еще неспособны объективно проанализировать, критически оценить полученную информацию. В таком случае нужно «быть в теме», быть тем человеком, который пояснит ребенку, что значат эти посты, видео, новости. Если не расскажет родитель, а у ребенка есть непонимание ситуации – он найдет того, кто ему откроет глаза. Мы как родители в этом не заинтересованы.
– Чем отличается тревожное состояние у детей в сравнении со взрослыми? Как можно понять, что ваш ребенок находится в таком состоянии?
– Маленькие дети могут вернуться к поведению, присущему более раннему возрасту. Возможно, ребенок будет цепляться за родителей или попечителей, меньше играть или повторять одну и ту же игру, связанную с тревожными событиями.
Дети школьного возраста порой считают себя виновниками негативных событий, у них возникают новые страхи, они становятся менее дружелюбными и приветливыми, чувствуют себя одинокими или слишком озабочены защитой или спасением людей в условиях кризиса.
Подростки могут «ничего не чувствовать», считать, что они отличаются от своих ровесников или изолированы от них, совершать рискованные поступки или проявлять негативизм.
– Как помочь в такой ситуации ребенку? Одинаков ли подход к детям всех возрастов?
- Как проявления дистресса у детей, так и способы им помочь разные. Общей может быть только рекомендация уделять ребенку больше времени и внимания, проявляя при этом терпение. Говорите с ребенком столько, сколько ему необходимо, даже если он задает похожие вопросы. Это означает, что он хочет лучше разобраться в ситуации, что-то осталось для него до сих пор непонятным. Если же сын или дочь ничего не спрашивают, поинтересуйтесь, все ли им ясно. Выдержка нужна и в ситуации, когда ребенок, к примеру, возвращается к поведению, присущему более раннему возрасту – когда он сосет палец или мочится в постель.
С дошкольниками вдаваться в детали происходящего не нужно, отвечайте простыми словами на вопросы о том, что происходит, без пугающих подробностей. Школьникам нужно объяснять уже более подробно, что случилось и что происходит в настоящий момент.
Детям дошкольного возраста следует прежде всего создать атмосферу безопасности, дать понять, что в их жизни ничего не изменилось. То есть напоминать, что им ничего не угрожает, объяснить, что они не виноваты в произошедшем. Старайтесь не разлучать детей с теми, кто заботится о них: с братьями, сестрами и близкими. По возможности выполняйте привычные процедуры и соблюдайте режим, очень важен режим сна. По мере возможности создайте условия для игр и отдыха. Позвольте детям держаться рядом с вами, если им страшно и они цепляются за вас.
Дети старшего возраста и подростки нуждаются в помощи в привычных делах. Позвольте им грустить, не ждите, что они окажутся сильными. Выслушайте их соображения и страхи без осуждений и оценок, поддержите их. Поощряйте их стремление приносить пользу окружающим и предоставляйте такую возможность.