Моряк Илья Почтаренко из города Шахты рассказал о профессии
За порогом привычной жизни, где год измеряется двенадцатью месяцами, существует мир с иным отсчетом — «четыре на два». Четыре месяца в оглушительном грохоте машинного отделения, в борьбе со стихией. Два — на земле, где нужно успеть прожить ту самую, «нормальную» жизнь.
Становление моряка
В море Илья пришел не случайно. После школы он отслужил в армии, и именно там, в разговорах с сослуживцем, впервые задумался о профессии моряка.
В институте водного транспорта в Ростове Илья получил среднее морское образование. Позже, уже в Шахтах, окончил автодорожный институт, получив высшее образование. Но сердце осталось за первым призванием.
Пароход по Золотому кольцу
Свой первый рейс Илья совершил в 20 лет, в 2018 году, на пассажирском судне, курсирующем по маршруту Золотого кольца России.
– Ростов, Волгоград, Астрахань, Самара, Казань… городов видел много-много. Танежское озеро, Ладожское. Вот там я отработал с апреля по октябрь. Там же встретил свое 21-летие, – рассказывает шахтинец.
Тогда море казалось ему воплощением романтики. Сейчас рабочий маршрут Ильи лежит гораздо дальше — к Сахалину. Дорога на судно — это целое путешествие: поезд из Шахт до Москвы, а оттуда самолет на Дальний Восток. Все расходы судоходная компания берет на себя.
Работа механика
Сегодня Илья работает судовым механиком. Правильно его должность называется «Четвертый механик». Это младший офицер инженерной команды на судне. В его подчинении мотористы – рядовой состав.
График Ильи — классическая морская вахта: с 4:00 до 8:00, затем 8 часов отдыха, и снова вахта — с 16:00 до 20:00. Обычный рабочий день делится на два. Как считает моряк. это жутко неудобно, но со временем привыкаешь.
Судно, на котором он ходит называется Павел Леонов. Оно перевозит пассажиров и грузы между Сахалином и Курильскими островами.
Сколько получают моряки
Контракт Ильи в море длится четыре месяца, после чего следует два месяца отпуска на суше. Такой график — распространенная практика в профессии, позволяющая совмещать интенсивный труд с продолжительным отдыхом.
Финансовая сторона этой работы привлекает многих: заработная плата Ильи составляет 250 000 рублей в месяц. Однако, как он сам отмечает, это не предел. Моряки могут получать и больше, но нагрузка, соответственно, будет выше. Илья же выбрал для себя оптимальный и усредненный вариант.
Моряк показал как выглядит каюта четвертого механика.
Страх, качка и усталость
– Поначалу было страшно. Боялся не справиться с обязанностями, — признается Илья.
Он пришел в команду, где все были старше, опытнее и «суровее». Но страх отступил перед чувством ответственности. В море невозможно быть одному, и очень быстро приходит осознание, что результат работы зависит от всех ее участников.
Еще один аспект, к которому пришлось привыкать на флоте – капризы стихии. Это самый непредсказуемый и опасный противник, способный в мгновение перевернуть с ног на голову и рабочий график, и самочувствие команды.
– Больше всего ненавижу, когда погода плохая. В море начинается качка... Постоянно балансируешь, чтобы не упасть, — описывает моряк.
Илья поясняет, что тактика при ухудшении погоды отработана: судно либо обходит опасный район, либо пережидает шторм у берега. Однако морская погода отличается коварством и может меняться по нескольку раз на дню.
Работать на флоте, по его словам, тяжело. В первую очередь, морально. Ты практически один, месяцами вокруг тебя одни и те же лица, одни и те же помещения. И далеко не всегда есть возможность выйти в город.
Повседневная работа моряков сопряжена также и с физическим риском. В частности это касается механиков, чья деятельность проходит в условиях повышенной опасности.
– Я на вахте один раз даже загорелся. Двигатель перегрузился и выхлопной коллектор вспыхнул. А это еще была ночь, и мне было очень страшно. Но потушил и его, и себя.
Рабочее место Ильи – центральный пост управления
Истории моряка
Не обходится в море и без нестандартных ситуаций. Илья рассказал о некоторых, которые происходили за годы его путешествий.
– Один раз судно стояло на реке, была плохая погода. Уровень воды упал из-за сильного ветра. Судно днищем уперлось в дно, получило пробоину. Наш паренек стоял несколько часов, затыкая пяткой эту пробоину, пока другая команда откачивала воду.
Как отмечает Илья, они тогда очень переживали за здоровье коллеги. Но юноша, к счастью, даже не заработал простуду.
– Еще был случай, когда мы проходили пограничный контроль в Китае. К капитану судна подошел китаец, поговорили на английском. После чего нам капитан поставил задачу: необходимо поймать муху. И он не шутил. Китайцам нужна была муха, чтобы провести какую-то экспертизу, не заражена ли она ничем. И в итоге мы практически всем экипажем бегали и ловили мух.
Что море дает и что забирает
На судне, где работает Илья, созданы хорошие условия для борьбы с рутиной: есть спортзал, сауна, бассейн, в который можно набрать морской воды, теннисный стол и читальный уголок. Однако время без дела может быть и проклятием.
– Бывает, у тебя есть свободное время, а заняться толком нечем, и ты начинаешь думать, размышлять о жизни. Вот эти мысли тебя съедают, – рассказывает моряк.
Море дает хороший заработок и возможность путешествовать. Но оно же многое и забирает.
– Вот, 29 лет, а семьи все еще нет. А уже хочется, — делится он.
Илья отмечает, что море не проходит бесследно для человека. Он признаётся, что работа вдали от дома научила его по-настоящему ценить каждое мгновение, проведённое с близкими, в кругу семьи. Кроме того, морская жизнь закалила его характер — теперь он знает, что никакие трудности не являются непреодолимыми, и к любой проблеме можно найти подход.






