Как конкуренция лишила «Принципа»: первые пароходы на Дону
Дымящее чудовище
Роберт Фултон был первым, кто построил пароход, который начал выполнять регулярные коммерческие рейсы. Из пароходной трубы валил чёрный дым, внушая ужас лодочникам, которые называли плавсредство «чудовищем». 11 февраля 1809 года Фултон запатентовал его конструкцию и вошел в историю как изобретатель парохода.
Через шесть лет в Петербурге был построен первый российский пароход «Елизавета», который стал курсировать между Петербургом и Кронштадтом. В журнале «Сын Отечества» о нём была опубликована статья, где впервые прозвучало слово «пароход». Пароходы стали символом прогресса XIX века и широко распространились по всему миру.
На Дону пароходы появились благодаря богатым промышленникам. Среди них не чужие нам Елпидифор Парамонов и Иван Кошкин. Оба владели рудниками в окрестностях Александровска-Грушевского, оба даже удостоились чести стать героями народного творчества.
И Кошкин, и Парамонов приобрели пароходы примерно в одно и то же время. В 1884 году Елпидифор Парамонов выписал из Англии пароход для того, чтобы удешевить перевозку зерна, на котором он, собственно, и сумел сказочно разбогатеть. Иван Кошкин в 1888 году заказал на заводе Д.А. Пастухова стальную паровую шхуну.
Начал с угля
Название, данное судну Кошкиным – «Антрацит», соответствовало назначению парохода. На «Антраците» перевозился уголь от ближайших к рудникам пристаней к заказчикам. Судно это было внушительных размеров и могло перевозить около 50 тысяч пудов груза, что соответствует 800 тоннам. Позже Кошкиным были заказаны ещё суда за границей. К началу ХХ века флот Кошкина состоял уже из 8 пароходов: «Антрацит», «Первенец», «Энергия», «Труд», «Екатерина», «Принцип», «Мечта» и «Доверие». Причём два последних были пароходами дальнего плавания. Доставляя уголь по назначению, на обратном пути Кошкин брался перевозить другие товары. Эта деятельность вылилась в отдельную коммерцию. Кошкиным были учреждены агентства в портах Азовского и Чёрного морей, а также в Петербурге. Появились пассажирские рейсы.
Возил зерно
Свой первый пароход Елпидифор Парамонов назвал в честь себя – «Парамонов». Позже появились пароходы, названные в честь его сыновей «Пётр» и «Николай». Конструкция первого парамоновского парохода была настолько удачна, что послужила прототипом для создания десантной шхуны типа «Эльпидифор». Бизнес Парамонова процветал и в 1908 году им был выкуплен весь флот Волго-Донского пароходства. После смерти Елпидифора Трофимовича делами занимались его сыновья. К 1917 году Парамоновым принадлежало три морских и двадцать три речных парохода.
Парамонов и Кошкин были конкурентами. Говорят, что первый пошёл на хитрость, чтобы переманить пассажиров, пользующихся пароходами Кошкина. Якобы для этого он дал указание всем пассажирам на своих пароходах бесплатно выдавать бутерброды с красной икрой и горячим чаем. Не известно, сыграло ли это решение роковую роль в судьбе Кошкина, но людская молва называет именно это обстоятельство причиной разорения коммерсанта. Хотя, если проанализировать, то случилась цепочка событий, которая и привела Кошкина к банкротству.
Конец конкуренции
В 1894 году Кошкин судился с городской управой Таганрога из-за своевольного захвата городской территории под строительство своих портовых сооружений. Потом были крупные кражи на ростовских складах, пожар в пакгаузе и сгоревший с грузом пароход в Одессе, грандиозный погром во время бунта 1905 года на его угольном руднике. В довершение всего он набрал кредитов в Русско-Азиатском банке, которые не смог выплатить вследствие всех этих неблагоприятных событий.
Имущество Кошкина было распродано, а пароход «Принцип», стоимостью 85 тысяч рублей, попал в руки Парамоновых. Известно, что именно на нём они отправились в эмиграцию после революции. А Иван Кошкин умер в 1919 году от сыпного тифа в Ростове-на-Дону.
Автор: Александра Зайцева