История Шахт: Праздник бензина и… пара

  

День шофёра

 День автомобилиста, день шофёра или водителя – праздник работников автомобильного транспорта, который отмечают в нашей стране с 1976 года.

Первые автомобилисты, ради которых затевался праздник, были именно профессиональными шофёрами. Кроме них сегодня принято поздравлять и всех, кто занимается сервисным обслуживанием транспортных средств и их производством: шиномонтажников, автослесарей, механиков, автомобильных инженеров и конструкторов, руководителей и сотрудников транспортных предприятий.

Любопытно, что этот праздник несколько раз объединяли с другими. В 1996 году российские власти решили совместить Дни автомобилиста и дорожника.

Чиновники посчитали, что логично повеселиться в один день и тем, кто ездит по дорогам, и тем, кто отвечает за состояние этих дорог. Таким образом в РФ появился «День работников автотранспорта и дорожного хозяйства».

Спустя четыре года эта идея уже не казалась удачной, поэтому в 2000 году президент РФ подписал указ о разделении торжеств: дорожникам отдали третье октябрьское воскресенье, а автомобилистам оставили четвертое. Но это ещё не всё!

В 2012 году шофёров вновь решили объединить, на этот раз с сотрудниками городского общественного транспорта. Именно тогда и был учреждён «День работника автомобильного и городского транспорта», который в нашей стране отмечают до сих пор, однако называют по-прежнему – Днем автомобилиста.

На фото: Автомобилисты появились на городских улицах в конце ХIХ века.  

Кочегары самоходных телег

 Слово «шофёр» – это русскоязычный аналог французского chauffeur, что в буквальном изначальном переводе означало «истопник», «кочегар». А дело всё в том, что конструкция первых транспортных средств предусматривала двигатель на угле и дровах, поэтому и приходилось водителям быть кочегарами.

Первые автомобили приводились в движение силой пара. Самый первый такой автомобиль в 1672 году соорудил член иезуитской общины в Китае Фердинанд Вербист ради забавы императора Поднебесной. Скорее всего, первым шофёром и был сам изобретатель.

Паровая тележка могла двигаться на одной заправке угля больше часа. И в описании этой своей игрушки Вербист впервые упомянул термин «мотор» в его нынешнем значении.

В 1791 году русский конструктор, изобретатель и инженер Иван Кулибин создал трёхколёсный самоходный экипаж с педалями, развивающий скорость до 16,2 км/ч. В этой «самокатке» он разъезжал по улицам Петербурга. Его трёхколёсный механизм содержал почти все основные узлы будущего автомобиля: коробку передач, маховое колесо, подшипники качения. Кулибин продолжил свои изыскания, но не успел закончить. После смерти изобретателя чертежи были утрачены.

Несмотря на то, что конструкция парового автомобиля со временем усовершенствовалась, всё же большого распространения она не получила, и в конце ХIХ – начале XX веков была вытеснена машинами, которые двигались за счёт работы двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине-газолине.

 Бензин, электричество или водород?

 Первый подобный автомобиль, ставший серийной моделью, запатентовал в январе 1886 года Карл Бенц. Патент под номером 37435 был выдан на трехколёсный самодвижущийся экипаж. С этого трицикла и началась история мирового автомобилестроения.

Изобретателями четырёхтактных двигателей внутреннего сгорания считаются немцы: Николаус Отто и Рудольф Дизель.

Водородный топливный элемент, провозглашённый как замена для газолина в качестве источника энергии автомобилей, был обнаружен другим немцем –  Шёнбейном Кристианом Фридрихом в 1838 году.

Автомобиль на электрической батарее обязан своим появлением в 1858 году одному из изобретателей электрического мотора венгру Аньошу Йедлику.

Машины, работающие на электричестве, на короткий срок появлялись в начале XX века, но из-за трудности аккумулирования нужной для передвижения энергии почти полностью пропали из поля зрения вплоть до начала XXI века, когда возникла потребность в малотоксичном и экологически чистом транспорте.

Эмки и Утюги на колёсах

Первые автомобили были роскошью и экзотикой даже в столицах, что уж говорить о провинциальных городах. Когда в 1914 году в Александровск-Грушевский на автомобиле пожаловал наказной атаман Всевеликого войска Донского Василий Иванович Покотило, то за ним по всему пути его следования бежала толпа мальчишек.

«Как собаки!» – заметил возмущённо атаман, приняв поведение юных грушевцев за невоспитанность.


На фото: На таком автомобиле приезжал в Александровск-Грушевский войсковой атаман Василий Покотило. 

Любопытно, что тремя годами раньше некий Шишов подал в Александровск-Грушевскую городскую думу ходатайство об открытии в городе автомобильного движения. Городская дума удовлетворила его просьбу, движение разрешили, но автомобилей было мало. Время от времени на улицах Александровска-Грушевского всё же появлялись эти новинки технического прогресса. 

В 1913 году на собственном автомобиле в наш город приезжал человек-оркестр, серб Милан, приглашённый развлекать публику перед сеансами в электробиографе (кинотеатре).

Согласно городским легендам, на автомобиле ездил Николай Парамонов. Якобы в одном из домов на Пушкинской улице (ныне ул. Шевченко, 98) жила его подруга, которую он навещал, бывая в Александровске-Грушевском.

В первые годы советской власти большое распространение получили автомобили марки «Рено», в народе прозванные за характерную форму «Утюгами».

Правительство закупало эти автомобили в большом количестве, чтобы обеспечить таксомоторные парки в столице и крупных городах. К сожалению, сведений о том, было ли в городе Шахты в эти годы такси, не имеется. Зато известно, что такое благо цивилизации стало доступно шахтинцам в 30-е годы.

В 1939 году в Шахтинском таксопарке имелось три автомобиля Газ М-1 и ожидалось прибавление ещё трёх. В народе их ласково именовали «Эмками».

В день шахтинские таксисты перевозили 200-300 человек. Легендарные «Эмки» выпускались на Горьковском автомобильном заводе с 1936 года по 1942 год. Автомобиль стал одним из символов эпохи. Всего таких было выпущено 62 888 экземпляров.

Позже таксисты пересели на «Победы», а потом на «Волги». Стоянки такси в разные годы располагались в районе площади В.И. Ленина со стороны проспекта Победы Революции, и на том же проспекте, но на углу улицы Шевченко и ещё возле «Дома Преподавателей» (проспект Победы Революции, 128).

В шестидесятые годы в городе появились маршрутное такси. Точно известно, что такой вид транспорта ходил от ресторана «Восток» до городского рынка. 

 

 Не роскошь…

Начиная с середины ХХ века число автомобилей росло, а с ними и количество автомобилистов. Ими становились обычные граждане, имеющие профессии, не связанные с вождением машины.

Купить автомобиль было делом непростым. Мало того, что стоило это удовольствие несколько тысяч рублей при средней месячной зарплате в 150 рублей, так ещё и являлось дефицитом.

Чтобы купить автомобиль люди становились в очередь, которая могла длиться годами. Особенно это было актуально для шахтёров, у которых заработки были куда выше средних по стране. Зато члены партии могли приобрести вожделенный автомобиль гораздо быстрее. Этим пользовались некоторые товарищи, покупая, а затем перепродавая заветные легковушки. Времена, когда автомобиль являлся редкостью и скорее роскошью, чем средством передвижения, прошли.

Сегодня почти в каждой семье имеется по машине, а то и не по одной. И за рулём нередко можно встретить женщину-шофёра, поэтому в какой-то степени можно считать День автомобилиста – праздником всенародным. А посему 30 октября все, кто крутит «баранку», имеет право на веселье и подарки.

Подготовила Александра ЗАЙЦЕВА в рамках проекта «Донской край — регион возможностей»

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика