Охотник за уликами: криминалист из Шахт рассказала как изучает следы преступлений

 

Если вы хоть раз смотрели фильмы или сериалы про убийства, то знаете, что на место преступления вместе со следователями обязательно приезжает человек для сбора улик. Это криминалист. Профессия редкая, требующая огромного багажа знаний и навыков. В экспертно-криминалистическом Отделе Управления МВД России по году Шахты сейчас трудятся пять человек. Работают они не только по нашему городу, но и по всему Усть-Донецкому району. Один из сотрудников, старший эксперт ЭКО УМВД России по году Шахты майор полиции Елена Тарасенко рассказала «КВУ» о своей захватывающей профессии.

Криминалистом Елена трудится уже 26 лет, пришла работать сразу после окончания ВУЗа в Москве. В её обязанности входит выезд на место преступления, сбор улик, а затем проведение экспертиз по собранному материалу.

- Первым делом, когда попадаешь на место преступления нужно всё сфотографировать. На кадрах должно быть зафиксировано: как что и где лежало на момент совершения убийства, кражи и т.д. Затем у каждого подозрительного места выставляются таблички с номерами и начинается сбор улик, - рассказала Елена.

Фото: Инструменты для сбора улик находятся в специальном чемодане. Он весит 12 килограмм, его нужно брать на каждый выезд.

Снимают пальчики

Самая распространенная из улик — следы пальцев рук. Чтобы проявить их, криминалист проводит по предмету кисточкой со специальным порошком и след становится виден. Затем его переносят на специальную пленку и забирают для исследования. Называется этот вид экспертизы дактилоскопическая.

Снятые следы сканируют, загружают в специальную программу и сравнивают с теми, которые уже есть в базе (дактилокартами). Существует она с 90-х годов и в основном состоит из дактилокарт людей, которые ранее привлекались к уголовной ответственности или состоят на учете в полиции. Но попасть в эту базу данных можно и добровольно. Например сдать отпечатки при получении паспорта.

Кстати, в Шахтах отпечатки пальцев берут по-старинке, валиком с черной краской прокатывают по ладони и отпечатывают на специальном бланке. Затем сканируют и отправляют в Ростов для занесения в базу. В более крупных городах пользуются электронными считывателями.
Специалисты признаются, что не всегда доверяют компьютерному сравнению отпечатков. Программа не выдает точный результат и часто они вооружаются лупой и проводят экспертизу вручную.

В практике Елены был такой случай. Преступники обокрали магазин, когда залезали в окно сломали решетку. На ней остался незначительный след отпечатка, который заметила криминалист. Ситуация осложнялась тем, что это происходило в зимнее время и на решетке была изморозь. Повозиться с этим «пальцем» пришлось долго, но эксперт смогла вычислить преступника. Позже оказалось, что он обокрал ещё несколько магазинов, то есть удалось раскрыть целую серию краж.

Вычисляют по ДНК

Ещё один вид улик — биологические следы человека (кровь, слюна, пот, частички кожи), в которых содержится ДНК. Их собирают в специальные пробирки. В поиске биологических следов помогает ультрафиолетовая лампа. Криминалисты затемняют помещение, включают её и улики подсвечиваются голубым цветом. Это очень эффективно когда следы убийства пытались скрыть, например замыв кровь.
- Был случай, когда преступник убил и расчленил свою жертву, а затем попытался скрыть улики. Он имел медицинское образование и знал какой раствор устранит следы крови. Тогда нам пришлось исследовать каждый шовчик на полу, и всё-таки смогли найти капельку крови, которая послужила доказательством, - поделилась криминалист.
Как и для отпечатков пальцев, существует база для ДНК. Это не пробирки с жидкостями, как можно представить. А карточки, на которых записаны уже проанализированные данные.
С помощью ДНК зачастую раскрываются преступления 20-летней и даже 30-летней давности. Например, недавно в посёлке Каменоломни задержан мужчина, подозреваемый в  изнасиловании и убийстве девочки 31 год назад. Вероятнее всего, недавно он совершил какое-то правонарушение и полицейские взяли у него ДНК. Затем загрузили в базу и обнаружилось совпадение с ДНК, взятое на месте преступления тогда, 31 год назад.

Царапины и вмятины

Следующий вид экспертизы - трасологическая. С помощью неё исследуются:

  • Следы орудий взлома, например царапины на замках, дверях, окнах. Почти всегда чтобы определить был ли взлом нужно вытащить личинку замка, распилить её напополам и изучить изнутри. Иногда это раскрывает инсценировку преступления. Например, человек говорит, что квартиру взломали и обокрали, а экспертиза показывает, что замок целый.
  • Следы обуви  - по ним можно определить мужской след или женский, размер, фасон, степень износа ботинок. Следы шин автомобиля — определяется тип и модель машины, индивидуальные повреждения.

Чтобы изъять след и перенести его в лабораторию, в него заливается специальный состав, который быстро твердеет. Получается слепок, который можно унести с собой. Иногда след бывает на пылевой,  к нему прикладывают специальные пластины, куда пыль как бы «магнитится» и рисунок следа остается.

Фото: Наборы для создания слепков, которые используют для изъятия следов обуви, шин и т.д.

Экспертиза оружия

Часто этот вид экспертизы нужен когда преступник утверждает, что ружьё выстрелило само по себе. Например, муж выстрелил в жену, но дает показания, что оружие свалилось на пол и само начало палить. Криминалисты проверяют могло ли так случиться. В практике Елены подобных случаев было несколько, по ним она выступала в суде, представляя доказательства.
Экспертиза холодного оружия в основном проводится когда нужно определить кухонным ножом убили человека или боевым. Это определяется по плотности металла на специальном станке. Однажды Елене на экспертизу попались сюрикэны — японские метательные звездочки. Поклонник востока сам изготовил их.

Фото: Станок для измерения плотности металла, который определяет является ли предмет оружием или кухонной утварью.

Почерк расскажет всё

Экспертиза почерка — одна из самых сложных. К ней допускают только опытных криминалистов, которые уже набрались опыта в других областях. Елена специализируется именно на ней. При этом исследовании криминалист смотрит на подписи и рукописные тексты в документах, чтобы определить: сам человек их писал или кто-то за него? Это может быть что угодно: от поддельных паспортов до спорной подписи в договоре купли-продажи квартиры или автомобиля.

- Многие думают, что мы пишем рукой, но на самом деле, мы пишем мозгом. Рука - это всего лишь инструмент, который выполняет его команды, - объяснила Елена. - И даже когда человек пытается подделать чужую подпись, он невольно привносит в неё свои собственные, с детства наработанные навыки: манеру держать ручку, нажим, ритм. Мы сравниваем спорный почерк с образцами, ищем индивидуальные, редкие черты, которые принадлежат только одному человеку.

Однажды был показательный случай, о котором рассказала криминалист.

- Мне принесли на исследование рукописный текст по делу о незаконном присвоении земельного участка. Все коллеги были уверены, что его написала конкретная женщина и за это ей грозило наказание. Но когда я начала внимательно изучать документ, то поняла - это не её почерк. Пришлось даже собирать консилиум с экспертами из Ростова. Они подтвердили мою правоту. В итоге, когда взяли образцы почерка у других возможных подозреваемых, выяснилась, что текст написала дочь этой женщины. Она пыталась взять вину на себя, чтобы выгородить дочь. Да, почерк у родственников на первый взгляд может быть похож, но при детальном изучении всегда видны различия, - рассказала эксперт.
Елена признается, что работа криминалиста настолько увлекательна и интеллектуально насыщенна, что интерес к ней не угас даже за четверть века. Каждое дело - это совершенно уникальная история со своей комбинацией улик. Раскрывать эти комбинации шахтинскому криминалисту не надоест никогда.

Фото: Александра Цымбал

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика