Николаю Скрёбову, поэту, переводчику и журналисту из Шахт, исполнилось бы 90 лет
24 сентября исполняется 90 лет со дня рождения нашего земляка, поэта, переводчика и журналиста, заслуженного работника культуры Российской Федерации Н.М. Скрёбова.
Детская пора
Николай Михайлович Скрёбов (24 сентября 1932 года – 3 марта 2015 года) родился в городе Шахты. Здесь он рос и взрослел. Его родители — Ираида Петровна и Михаил Дмитриевич — познакомились в театральной студии. Актёрами они не стали, отец был плановиком, мама — домохозяйкой, но зато привили Николаю любовь к литературе и искусству. С детства его окружали книги, журналы, музыка.
Жили Скрёбовы в жактовском доме, то есть доме, принадлежащим жилищно-арендному кооперативному товариществу. Это был дореволюционный дом, который разделили на части для проживания нескольких семей. Дом не сохранился, ныне на его месте здание ГДДТ.
В школу Николай Скрёбов пошёл в 1940 году. Это была школа №16, размещавшаяся в старинном здании на ул. Шевченко рядом с парком. Во время занятий было слышно, как там репетирует оркестр.
В годы войны
Когда в город пришли фашисты, Николаю было 10 лет. О том, что он тогда думал и чувствовал, Скрёбов написал уже будучи взрослым в эссе «Инерция веры». Самым страшным потрясением для него стало деление на евреев и неевреев. Не просто по национальному признаку, а на «таких и не таких» людей. Всю семью его соседей Петрушанских уничтожили фашисты, в том числе убили и его сверстника Мишу. Их имена среди других на мемориале шахты имени Красина.
Это время оставило неизгладимый след в душе поэта. Не раз он возвращался к теме Великой Отечественной войны в своих произведениях, считая забвение сродни бесчестью.
Вспоминая своё военное детство, он рассказывал, как во время авианалётов весь квартал прятался в просторном подвале здания на углу улицы Ленина и проспекта Пушкина, и что самым вкусным и желанным лакомством в то голодное время была макуха (жмых подсолнечника).
Его отец воевал, а маме пришлось идти на биржу труда и работать уборщицей. Этим она спасла от «вербовки» в Германию своего старшего сына и его сверстников. Семью выгнали из дома, а в их жилище поселили какую-то даму, лояльную к немцам. Поэтому Скрёбовы ютились в здании 13-й школы, куда Николай пошёл учиться после освобождения города от фашистов.
С восьмого класса в школе №10 он уже пишет стихи, и напечатана первая заметка в газете «Красный Шахтёр». Мама хотела, чтобы Николай стал, как его старший брат, горняком, но тот мечтал о литературе. Юный поэт даже экзаменационное сочинение написал в стихах.
Глубокие корни и Зелёный Сулин
С выбором профессии Николаю Скрёбову помог очеркист Александр Афанасьевич Мазин, руководивший литгруппой при редакции газеты «Красный Шахтёр». По его совету Николай поступил в Харьковский университет учиться на журналиста. Чтобы наверняка поступить, нужно было закончить школу с медалью, желательно золотой. Поднажав на учёбу, Николай добился желаемого. В университете, особенно в 1953 году, когда отделение журналистики перевели в Киев, пришлось срочно углублённо учить украинский язык. Но и с этим Скрёбов блестяще справился.
Любимым поэтом Николая был Константин Симонов (именно по его творчеству Скрёбов писал свою дипломную работу).
По распределению молодой специалист должен был работать в луганской газете «Молодая Гвардия», но внезапно оттуда пришёл отказ, и Николай Скрёбов вернулся в родной город Шахты. Здесь его радушно встретили в редакции газеты «Ленинское Знамя», в которую был переименован «Красный Шахтёр». Связано это было с образованием Каменской области, которая позже вошла в состав Ростовской. Вот, что Николай Михайлович писал об этом времени:
«Моя первая командировка – в Тарасовский район. Там, в селе Средние Дубы, работают удивительные люди, садоводы-мичуринцы, о которых я напишу очерк «Глубокие корни». Езда журналистская в те годы была неприхотливая: туда автобусом, обратно – железной дорогой. Муки творчества ещё впереди, а пока так и подмывает сообразить попутно что-то оперативное.
На обратном пути делаю остановку в Красном Сулине. Раньше не бывал в этом городе, всё мне интересно. Особенно привлекают внимание развернувшиеся по всему городу работы по благоустройству и озеленению. Блокнот быстро наполняется впечатлениями вперемешку с фамилиями, цифрами, сортами декоративных культуртур. По возвращении в редакцию – сразу за стол, и вот она, ещё засветло, готова корреспонденция. Сдаю на машинку, потом вычитываю и несу в секретариат…
Утром первое, что слышу, – хохот в коридоре, где рядышком висят «Красная доска» и «Тяп-Ляп». Подхожу к этому самому «Тяп-Ляпу» и вижу оригинал своей корреспонденции. Красным карандашом выразительно обведён мой заголовок: „БУДЕТ ЗЕЛЁНЫМ КРАСНЫЙ СУЛИН“».
На фото сотрудники газеты Ленинское знамя
В шахтинской газете Скрёбов проработал совсем недолго — с июля 1956 по ноябрь 1957 года. Каменскую область упразднили, и газета из областной превратилась в городскую. Вследствие этого штат сотрудников уменьшился втрое. Скрёбова перевели в ростовский «Молот». Там, как и в «Ленинском Знамени» он работал в отделе информации, а потом А. М. Суичмезов (писатель, драматург, очеркист) предложил перейти в отдел литературы и искусства.
Это было судьбоносное решение.
Стихия стихов
В 1959 году стихи Николая Скрёбова впервые были напечатаны в коллективном поэтическом сборнике, а в 1961 году вышел его первый авторский сборник «Любимый цвет».
Его обложка была сиреневая, поэтому многие думали, что это и есть любимый цвет поэта. На самом деле Скрёбов с детства любил жёлтый цвет. Его мама Ираида Петровна рассказывала, что, когда маленький Коля не слушался и баловался, то ему говорили, что мама умрёт, и её похоронят в красном гробу. Он кричал: «Нет, нет, нет!» и тут же добавляли: «Ну, в жёлтом гробу, в жёлтом», и он сразу успокаивался.
После «Молота» Скрёбов перешёл работать в литературный журнал «Дон», был принят в Союз журналистов и Союз писателей СССР.
В 1970-х годах Николая Скрёбова «настиг» театр. Он много и плодотворно работал с режиссёрами Ростовского театра юного зрителя. На его стихи к спектаклям были написаны песни, которые пел весь Ростов.
С ноября 1982 года Николай Михайлович – сотрудник радио «Дон-ТР». Его литературные программы ждали и слушали по всей Ростовской области.
Правило 4-х «Д»
Будучи членом редколлегии литературного журнала Николай Михайлович старался продвигать молодых талантливых авторов. Даже шёл «против течения», отстаивая право на свою правду литераторов, которые не вписывались в общепринятую картину соцреализма. Неслучайно именно его выбрали руководителем литобъединения «Созвучие» при Донской государственной публичной библиотеке. Николаю Михайловичу удавалось ненавязчиво учить взрослых любителей сочинительства писать литературно грамотно.
Созвученцы при его помощи достигали определённого уровня, публиковали собственные книги, печатались в коллективных сборниках. Его часто упрекали, что он тратит время на тех, кого принято называть графоманами. Но Скрёбов был твёрд в своих убеждениях. С самого начала он объявил о действии в «Созвучии» принципа четырёх «Д»: добровольность, доброжелательность, добросовестность, добропорядочность.
И это давало свои плоды — люди преображались внутренне. Может быть, они не превратились в настоящих поэтов и писателей, но стали добрее и интеллигентнее.
За бескорыстное служение искусству коллеги называли его «Дон Кихот Созвучьевский». Кроме этого, Николай Михайлович поддерживал и другие читательские клубы, в том числе и из родного города Шахты. В своё время он «благословил» литературно-художественный альманах «Эхо шахтинских прогулок», который и ныне издаётся при городском культурно-досуговом центре «Постижение».
На фото члены «Постижения»
Подготовила Александра ЗАЙЦЕВА
На главном фото Николай Скрёбов в студии «Дон-ТР», 2010 год.