Легенды города: как знаменитый рабочий шахтного духа обманул
Никита Изотов - великий труженик и герой сказаний, предвестник стахановского движения. Его жизнь – часть истории города Шахты.
Тяжёлое детство
Никита Алексеевич Изотов родился 27 января (9 февраля) 1902 года в семье крестьянина Орловской губернии. Его настоящее имя – Никифор. Никитой он стал после опечатки в газете «Правда».
К работе Изотов привык с раннего детства. Его отец на войне с Японией лишился глаза. Брать на работу калеку никто не хотел. Кормить семью было сложно. Именно поэтому мальчику пришлось идти в люди чуть ли не с пелёнок: в годик он уже гонял гусей, в девять – пас коней.
Работал Никита за еду. Однажды хозяин, на которого работал мальчик, подглядел, как он угостил лошадь сахаром. «Гляди-ка, не сам съел, а поделился со скотиной!» – удивился он.
В поисках лучшей доли Изотовы решили перебраться в Геленджик. При расчёте Никите впервые заплатили – 50 рублей, большие по тем временам деньги. Вопреки ожиданиям, калеку-отца на работу так и не взяли, а Никиту удалось устроить коридорным в гостинице. Его обязанностью было чистить ботинки постояльцев, ставить самовар и разливать чай, а затем бежать в порт зазывать отдыхающих в гостиницу. Но денег на жизнь всё равно не хватало.
В семье кроме Никиты росла ещё сестра. Однажды мальчик разговорился с буфетчиком с парохода, тот поинтересовался, сколько Никита зарабатывает. Узнав, что три рубля, он предложил ему заработать пять. Для этого на судне надо было мыть полы и работать на кухне. Никита обрадовался возможности подзаработать и отправился в плавание, не успев никого об этом предупредить. Через две недели в порту его встретил отец и при всех выпорол за то, что ушел без спросу.
Позже Никита устроился в пекарню, где к концу дня работники не чувствовали ни ног, ни рук, а в три часа ночи надо было уже просыпаться, чтобы разносить булочки по магазинам. Того, кто не успевал проснуться, обливали холодной водой.
Угольные места
Изотовы уехали в Горловку, когда Никите исполнилось 12 лет. Здесь находилась фабрика по изготовлению брикетов для топки пароходов. Их делали из угольной пыли и смолы.
На фабрику брали только с 14 лет. Пришлось отцу Никиты ехать на Орловщину, чтобы выписать свидетельство о рождении с нужной датой. Сельскому священнику, который не хотел идти на подлог, Изотов-старший сказал, что иначе все они умрут с голоду, а священник будет виноват. Свидетельство было получено, и Никита проработал на фабрике два года без выходных по 12 часов в день.
Производство было вредным: запах смолы выедал глаза. Поэтому, когда Никите Изотову исполнилось по документам 16 лет, он не раздумывая подался на шахту. Начинал с малого – подносил лампы шахтёрам, а потом один из них, показал как надо «рубать уголь». С тех пор Никита действительно стал хорошо зарабатывать. Семья наконец-то перестала бедствовать.
Трудовой подвиг
История не сохранила имени человека, который научил Изотова правильно рубать уголь. Был какой-то секрет, как найти место, куда поставить обушок, чтобы уголь «пошёл». Иначе трудно объяснить как Изотов, не обладающий какими-то выдающимися физическими данными, сумел добыть за смену 20 тонн угля – целый железнодорожный вагон! Случилось это, когда он работал в Горловке на шахте «Кочегарка», в 1932 году.
«Я стараюсь заполнить, уплотнить свой рабочий день, не растрачивать время, дорогое и для меня, и для государства. Если на нашей шахте и на всех шахтах каждый забойщик полностью использует своё рабочее время, он сделает намного больше, чем делает теперь, и наша страна получит дополнительные тысячи тонн угля», – эти слова Никиты Изотова были опубликованы в газете «Правда» 12 мая 1932 года.
В 1933 году Никита Алексеевич предложил повышать квалификацию молодых шахтёров без отрыва от производства. Для этого на шахте был организован участок-школа. «Изотовские» школы быстро получили широкое распространение по всей стране, а движение называлось «Изотовским».
Не верно, когда Изотова называют шахтёром-стахановцем. Стаханов поставил свой рекорд позже Изотова на 3 года — в 1935 году. Семейное предание Изотовых гласит, что появление второго рекордсмена было не случайным.
Однажды, сидя за одним столом со Сталиным, Никита Изотов позволил себе произнести тост не за Иосифа Виссарионовича, а за товарища Орджоникидзе. Якобы Сталину это не понравилось, он обратился к кому-то из своих помощников и спросил: «А он у нас один такой что-ли?» Ему ответили: «Найдём ещё!» Спустя время везде гремело имя Стаханова.
Зарабатывал Изотов много, но богатств не накопил. По воспоминаниям его родных, Никита Алексеевич был человеком жалостливым. Если видел, что кто-то бедствует, отдавал свои кровные не задумываясь. Знал, каково это терпеть нужду.
Шахты
Несмотря на недостаток образования (три класса и рабфак, в Промышленной академии в Москве Изотов проучился чуть более 2-х лет) его стали выдвигать на руководящие должности. В 1938 году он возглавил комбинат «Ростовуголь», который был только что образован в результате разукрупнения комбината «Донуголь». Об этом периоде жизни Изотова известно мало.
Можно только судить по событиям трудовой жизни шахтинских горняков. Объёмы добычи угля тогда значительно увеличились, повсеместно внедрялась механизация, налаживался быт простых шахтёров. Именно в 1938 году было возведено здание Ростовугля, в котором ныне размещается администрация и городская дума города Шахты.
Нетленные мощи
Никита Изотов умер 14 января 1951 года от сердечного приступа, не дожив месяц до своего 49-летия. Тяжелый, с самого раннего возраста, труд подкосил его здоровье. Последнее время он был директором шахты «Красный Профинтерн» в Енакиево, поэтому и похоронили его там. Через 40 лет родные решили перезахоронить останки прославленного родственника поближе, в Горловке. Когда вскрыли могилу, оказалось, что гроб сохранился, как новый. Молодой могильщик снял крышку и испугался, под покрывалом ясно просматривались очертания тела. Он наотрез отказался от дальнейших действий. Пришлось родственникам самим лезть в могилу. Сняли покрывало, а под ним Никита Алексеевич, как будто его только захоронили, лишь тело немного усохло.
Персонаж народного эпоса
Известно, что героями народных сказаний становятся действительно неординарные личности. По их характеру можно судить о народной любви или нелюбви. В случае с Никитой Изотовым, это безусловно первое. На Донбассе известен сказ, как Никита Изотов с Шубиным соревновался.
Однажды потустороннему хозяину подземных выработок – Шубину вздумалось подшутить над Изотовым, и он предложил состязаться, кто больше угля добудет. Вначале договорились работать так: один уголь рубит, а другой за ним стойки крепит, потом меняются. Первым начал Шубин, он хотя и рубил по старинке, обушком, но Изотов едва за ним поспевал. Потом поменялись. Изотов, орудуя отбойным молотком тоже немало добыл, а Шубин уморился и предложил отдохнуть. Развернул скатерть-самобранку, на которой и жареная курочка, и колбаска, и даже шампанское, но Никита не притронулся. Он уже понял, что имеет дело с нечистой силой, поэтому перекусил своим «тормозком» – хлебом и салом. А дальше Шубин не захотел работать спаренно, стали работать по-отдельности. Никита нарубил угля, а Шубин, думая обхитрить Никиту, вместо угля нагрузил в вагонетки золотых слитков. Тут смена закончилась, повезли сдавать добытое на пункт приёма. Приемщик выдал Никите расписку за принятый уголь, а у Шубина принимать отказался: «Что ты мне такое привёз, какое золото? С меня уголь требуют, а ты иди, сдавай своё золото в банк».
Так и не принял, а шахтёры, присутствовавшие при этом, подняли такой смех, что Шубин испугался, бросил золото и исчез в дальних выработках. Только эхо по штрекам пошло.
Автор Александра Зайцева
в рамках проекта «Донской край — регион возможностей».