Корреспонденты "КВУ" поздравили с Днём победы детей войны и вдову ветерана
В преддверии праздника Великой Победы журналисты и сотрудники Издательского дома Перегудова по доброй традиции совместно с начальником центра социального обслуживания №1 Еленой Сулацкой поздравили на дому героев Великой Отечественной войны.
Корреспонденты вручили подарки подопечным ЦСО №1 — детям Великой Отечественной войны Марии Крюкоой и Ираиде Герасимовой, а также вдове участника Великой Отечественной войны Зинаиде Семичевой.
Мария Крюкова — дитя войны, ветеран труда
Война застала Марию Яковлевну, тогда ещё – девочку Машу – в Москве. Тогда дети помогали всем, чем могли. Бегали, брали фугасные бомбы и засовывали их в песок. Как могли, так помогали фронту. Тогда малыши и взрослые старались делать всё ради победы и помощи тем, кто на передовой. Кроме этого, юные москвичи делали баррикады, помогали устанавливать бочки с песком, чтобы уберечься от бомбёжек и взрывов. Всё, что было в силах ребят, они делали.
- Мы, дети, также выступали перед ранеными, пели им песни, танцевали, - делится Мария Яковлевна, - лично я была плясунья, это во мне от рождения. Наши музыкальные номера до такой степени нравились раненым фронтовикам, что они плакали от понимания трогательности момента. Даже сейчас, когда я это вспоминаю, на глаза наворачиваются слёзы.
Взрослые заботились не только о своих детях, но и о чужих. С каждым малышом делились последним кусочком хлеба, голод был сильный. Но огромная радость наполнила сердца людей в День Победы.
Потом Мария поступила в Московский областной педагогический институт, закончила его по двум специальностям – «учитель физкультуры» и «анатомия и физиология человека».
Потом попала по распределению в Ленинградскую область. Там она встретила своего мужа, он был из Ленинграда, ребёнком пережил блокаду.
Мама перевозила паренька в теплушках в неотапливаемом вагоне, ребёнок был весь опухший, мог не перенести поездку и умереть. Но, по счастливой случайности, поезд остановился около медицинского пункта, куда парня и сдали. Случилось чудо. Там оказался директор школы, в которой когда-то учился паренёк. Он помог вылечить мальчика, которого помнил по школе. Парень был талантливым. Его картины висели в доме пионеров. Он был известен в своём городе, ещё когда учился в четвёртом классе.
У мужа Марии Крюковой были родственники в городе Шахты, и семья переехала в Ростовскую область. Так Мария Яковлевна попала в Шахты. Она 37 лет отработала учителем физкультуры в школе №21. Любила свою работу от самого сердца, водила учеников в походы, воспитала сына, который стал художником, как и его отец.
Зинаида Семичева, вдова участника войны
Зинаида Ивановна в прошлом – преподаватель начальных классов. Она работала в школе №14, которая тогда располагалась на месте нынешнего ШахтНИИ, её муж награждён орденом Красной звезды за бои на Миус-фронте, имел пять ранений.
До сих пор Зинаида Ивановна интересуется всем, что происходит в городе – есть ли цветочные клумбы на площади в центре, рядом с памятником Ленину, установили ли остановочные пункты в отдалённых посёлках. Зинаида Ивановна старается сохранять бодрость духа, живёт воспоминаниями о герое-муже и о своих учениках, с которыми она ездила на экскурсии на Миус, где шли кровопролитные бои.
Ираида Герасимова — дитя войны, казачка
Ираида Васильевна вспоминает, что ничего приятного в войне не было.
- Сначала у нас начался голод, и он был страшным, делится горожанка, - я жила с родителями в бараках, которые переделали из конюшен. Там нам выделили помещение на двоих хозяев. Выжить нам помогли две козы, которые давали молоко.
Ираида была в семье одна. Тогда женщины рожали мало, потому что все мужчины ушли на фронт.
Мама Ираиды прятала раненого партизана. Даже в огороде закапывала его одежду. Раненым он ушёл из дома, где его спасли, когда узнал, что будет облава немцев. Шёл он ночью. Но о дальнейшей его судьбе ничего не известно.
- Я помню страшную разруху, арматуру, разбитый дом, - продолжает Ираила Герасимова, - в Шахтах пленные немцы строили театр, а также школу и училище №34. Они были за забором, окружённые со всех сторон охраной, вокруг ходили собаки. Пленные были очень тощими, с затравленными глазами, потухшим взглядом. Мне было их настолько жаль, что я даже давала им хлеб, не было сил смотреть на их худобу.
В общежитии шахтёров, которое располагалось по проспекту Карла Маркса, в столовой накрывали столы. Там всегда был хлеб и горчица. Мы, маленькими детьми, таскали этот хлеб, набрасываясь на него гурьбой. Но нас за это не ругали, подкармливали. Мы налетали, как галчата.
Все дети войны и вдова ветерана были очень благодарны редакции «КВУ» и ЦСО №1 за внимание и тёплые поздравления.