История города Шахты: За что 110 лет назад могли побить и выгнать из клуба
110 лет назад жители Александровска-Грушевского, как тогда назывался будущий город Шахты, участвовали в балах-маскарадах и соревновались в умении выкидывать коленца.
Танцы до упаду
Осенью 1911 года в нашем городе появились объявления об открытии Школы танцев для детей и взрослых в фойе Пушкинской читальни. Не все горожане были этим довольны.
Некоего господина Лапенко, распространявшего эту информацию, обвиняли, ни много ни мало, в неуважении к великому поэту. Досталось и правлению читальни. Его осудили за желание заработать лишний рубль в ущерб просвещению, ради которого собственно и открывалась сама читальня.
Несмотря на то, что часть грушевцев не одобряла танцев под крышей Пушкинской читальни, желающих научиться искусно танцевать благородный вальс и задорную Ойру было хоть отбавляй.
Что такое вальс большинство наших современников знает, а со вторым упомянутым танцем сложнее, хотя в своё время его танцевали и в Западной, и в Восточной Европе.
Незаслуженно забытый
Ойра-ойра, или Ойра – это танец-полька. Во время него танцующие двигаются парами по кругу. Блок движений во время Ойры повторяется несколько раз подряд: хлопанье в ладоши, простые шаги, синхронное вытягивание ноги на «носок-каблук», заглядывание друг другу в лицо и другие элементы, характерные полькам. Танцоры часто скандировали «Ой-ра!», отсюда и произошло название танца. Из прошлого века до нас дошли такие строчки:
Перестань ты, соловейко,
У садочке щебетать.
Меня бабушка учила
Польку-ойру танцевать.
Припев:
Ой-ра, ой-ра-ра,
Люблю Ваню-молодца.
Ой-ра, ой-ра-ра,
Любит Ванечка меня.
Танец Ойра появился в середине XIX века и был популярен первые десятилетия ХХ века.
Клубные скандалы
Приобретя знания и навыки, новоиспечённые танцоры спешили демонстрировать свои умения на практике. Танцы устраивались после спектаклей и сеансов в электробиографах (так в то время назывались кинотеатры), а также проводились специальные танцевальные конкурсы в клубах. Так, на одном из таких танцевальных вечеров с конкурсом (возможно, он был самым первым после открытия Школы танцев) произошёл пренеприятный инцидент.
Четвёртого декабря того же года дирижёр танцев г-н Д. и некоторые из танцоров оказались недовольны вердиктом уважаемого жюри. Они начали громко протестовать и скандалить. Изрядно выпившие завсегдатаи городского клуба А. и Р. поддержали протестующих. С вмешательством этих господ скандал принял такие размеры, что пришлось вызывать полицию. Буйная компания оскорбляла всех подряд и знакомых и незнакомых ей людей. Один из оскорблённых – г-н С. был так возмущён, что грозил обидчикам судом. Разбушевавшиеся хулиганы не хотели никого слушать, даже старейшин клуба. Напротив, в их адрес посыпались хула и ругань, а также обещание бойкотировать клуб. Несмотря на свои угрозы многие из них явились на клубный маскарад, состоявшийся всего несколько дней спустя, но их, согласно постановлению старейшин клуба, не пустили на порог.
Другой скандал имел место 6 декабря в Клубе приказчиков города. В большой столовой одна шумная компания молодёжи занимала стол и развлекалась тем, что время от времени подбрасывала в воздух хлопушки с конфетти. Остальной публике такое поведение не нравилось. Да и кому понравится, если тебе в тарелку с едой летят рваные бумажки. Некий г-н В. сделал молодым людям замечание и попросил их прекратить баловство. Молодёжь не послушалась, начала грубить. Тогда на защиту В. стали другие присутствующие. Они окружили столик и дело чуть не кончилось дракой.
Рады маскараду
На фото: На маскараде можно было встретить костюмы разных стран и народов
В начале ХХ века балы-маскарады были весьма популярны. Маскарады устраивались и в великосветском обществе, и среди обычных городских жителей. Самыми роскошными в истории российских маскарадов начала ХХ века стали костюмированные балы, устроенные Николаем II в феврале 1903 года в Петербурге. Царь с царицею и остальные участники маскарада были одеты в исторические костюмы, богато украшенные золотым шитьём, жемчугами и драгоценными камнями. В провинции же старались всему столичному подражать и тоже проводить балы-маскарады. Размах, конечно, был не тот, но участники подходили к созданию своих образов с выдумкой, ведь за лучшие костюмы присваивались «Золотые» и «Серебряные» призы. Маскарады как правило бывали тематическими. Например, ситцевые (костюмы выполнены из этого недорогого, всем доступного материала), на тему цветов или «на злобу дня». С костюмами на последнюю из перечисленных тем случались недоразумения.
Одна дама, рассчитывая на победу в конкурсе за лучший костюм, нарядилась «мадам Тарновской», а её вовсе не пустили на маскарад. Сам по себе костюм не представлял ничего особенного: чёрное платье, чёрная шляпа и такая же траурная вуаль, но образ был вполне узнаваемым. О том, что это именно костюм, изображающий Тарновскую, указывали прикреплённые к платью листочки с надписями: «Лулу», «Нана», «Месть», «Преступление» и «Наказание», а также стилизованные кандалы на руках женщины. Кем же была эта Тарновская?
«Чёрная вдова» Серебряного века
Роковые страсти и декаданс властвовали на рубеже XIX-XX веков, поэтому история Марии Тарновской оказалась, как бы сейчас сказали, в тренде.
Некая Мария О’Рурк, дочь обрусевшего ирландского графа Николая О’Рурка, обращала на себя внимание красотой и вызывающим поведением ещё во время учёбы в Полтавской школе-пансионе.
Стройная, голубоглазая, с каштановыми волосами, она не была похожа на роковых красоток из популярных романов и пьес, где героинями были черноглазые брюнетки. Однако, Мария ещё в старших классах вела себя так, что получила насмешливое прозвище от одноклассниц – «Демивьержка», в переводе с французского «полудевственница».
Едва окончив учебное заведение, она вскружила голову сыну богатого киевского промышленника. Юношу звали Василием Тарновским. Против их союза были обе семьи. Для О’Рурков промышленники являлись людьми не своего круга, Тарновские О’Рурков считали голодранцами. Но Мария добилась того, чего хотела.
Получив доступ к большим деньгам, пустилась во все тяжкие. Мария перепробовала все развлечения доступные в конце девятнадцатого века: ночи в ресторанах с шампанским и цыганским хором; клубнику в эфире; уколы морфия золотым шприцом и абсент. Вскоре она закрутила роман с мужниным братом и довела того до самоубийства. Так деньги Тарновских потекли в карман её Василия.
Пара уехала за границу. Там Мария серьёзно заболела, и тут выяснилось, что её муж и не думал заботиться о ней. Напротив, даже интересуется у врачей, скоро ли она умрёт. Мария этого не простила, выздоровела и начала мстить, заводя бесчисленных любовников, которых старалась натравить на мужа, мечтая, что кто-нибудь из них застрелит её благоверного на дуэли. А потом она уговорила одного из них застраховать свою жизнь в свою пользу и застрелиться. И этот фокус она проделывала с мужчинами не раз. Как ей это удавалось — не известно.
На фото: Марию Тарновскую ведут под конвоем в суд.
С мужем она решила развестись. Попутно соблазнила и увела из семьи адвоката Прилукова. Тот присвоил деньги клиентов и прокутил их с Марией. Когда деньги кончились, она переключилась на графа Комаровского, а когда тот отлучился вить для них любовное гнёздышко, закрутила роман с дальним родственником Тургенева – неким Наумовым. Его она подговорила застрелить Комаровского, но план удался лишь наполовину. Тот умер, но не сразу. А Наумов, узнав, какая меркантильная у него возлюбленная, выложил всё следствию. Процесс был громким, широко освещался в прессе, а толпы фанатов ходили на заседания суда и закидывали Тарновскую цветами.
Марию приговорили к восьми годам тюрьмы. По слухам, после освобождения она сменила имя и вышла замуж за одного из своих поклонников — американского офицера. А потом поменяла его на аргентинского миллионера, и там, в Аргентине, остепенилась.
Подготовила Александра Зайцева.
На маскараде можно было встретить костюмы разных стран и народов