Жизнь под стук колёс: машинист из посёлка Каменоломни рассказал о профессии

Рассказываем о работе и судьбе машиниста электропоезда Каменоломненского депо Александра Незнамова.

Мальчик Саша очень любил поезда и электрички. Он не мог ездить на автобусах из-за тошноты и мама выбирала ж/д транспорт. Хоть это было менее удобно и дольше по времени. Саша обожал эти поездки, его детскому взгляду вагоны представлялись невероятно огромными. В голове не укладывалось, что такой махиной управляет всего один машинист. Он казался ребёнку сверхчеловеком. 
Когда Саше было 10 поезд привёз его и маму из Воронежской области в Шахты. Они стали жить в районе Хабарова, мальчик учился в школе, а интерес к поездам только возрастал. Во время летних каникул он каждый день проводил на станции «Шахтная». Ехал туда утром на трамвае, много часов завороженно смотрел на поезда, электрички, рассматривал вагоны, кабины и колёса. А вечером возвращался домой последним рейсом трамвая. Такая страсть удивляла маму Саши, ведь в семье никто не был связан с железной дорогой. В 16 лет юный Александр сказал, что уходит после 8 класса школы и поступает в железнодорожное училище в Ростове-на-Дону. Там он провёл 4 года. 

Машинисты не нужны

После училища - два года армии. Только после службы Александр пошёл устраиваться на работу. И с этим связана интересная история.
- У меня был очень близкий друг, с которым мы провели всё время учёбы и в армии попали в одну роту. Даже кровати в казарме стояли рядом. После отбоя мы могли переговариваться и в один из таких разговоров решили, что и на работу пойдём устраиваться вместе. Демобилизовали нас в одно время. Прощаясь на вокзале, условились, что в определенный день и время придём в ростовское депо трудоустраиваться. Ну и я пришёл, а он нет. Постоял час, второй, третий...и вернулся в Шахты. Больше своего друга  никогда не видел, - рассказал Александр Незнамов.
Этот печальный эпизод стал лишь началом трудностей в поиске работы. В депо Каменоломни Александру сказали, что работники не нужны. Уже наступили 90-е годы. Перестройка, нищета, разруха. Предприятия не работали, а люди никуда не ездили, ни в командировки, ни на отдых. Количество рейсов электричек резко сократилось, машинисты оказались не у дел. Отчаявшись работать по профессии мечты, Александр пошёл на шахту. Но буквально через полгода появился шанс устроиться в депо. Правда, не водить электричку, а ремонтировать вагоны. Наш герой был рад и этой работе, чтобы хоть как-то зацепиться на железной дороге. Так и получилось. Летом 1993 года Александр стал помощником, а через три года машинистом. И уже трудится на этой должности более 30 лет.

От самописца до компьютера

За это время электропоезда сильно изменились. Сейчас всё управление компьютеризировано. Когда Александр Иванович начинал работать было по-другому.
- В кабине стоял прибор скоростемер, в него вставлялась бумажная лента и писцы-карандашики (7 штук). Прибор был связан с колесом и чем чаще оно крутилось, тем чаще писал скоростемер. Был рычаг, чтобы разгоняться — тяга, он находился слева, а справа — тормоза (при всей компьютеризации, механический рычаг остановки до сих пор есть в кабине управления — прим.ред).

Механический рычаг остановки электропоезда.

На новых поездах я абсолютно зависим от компьютерных блоков управления. А они не всегда «хотят» работать, приходится перезагружать систему и непонятно «оживёт» она или нет. Случается, что один из двух моторов прекращает работу. Тогда приходиться красться на одном, при этом нужно успеть к графику. На старых поездах было проще, всё решалось механически, - рассказал Александр Иванович.

Если машинист уснёт

Состояние машиниста контролируется на протяжении всего пути. Во время работы на руку надевается специальный браслет. Он следит за пульсом и если тот начинает падать, устройство решает, что машинист засыпает. Тогда браслет передаёт сигнал, на приборной панели загорается лампочка. В этот момент машинист обязан нажать специальную кнопку, расположенную от него вверху справа, чтобы подтвердить, что он бодрствует. Если же этого не произойдёт сработает автоматическая система экстренного торможения электропоезда.

Под колёсами

В жизни каждого машиниста бывают трагические случаи, когда под колёса их электропоезда попадает человек. За карьеру Александра Ивановича было три таких несчастья. Последний раз — десять лет назад.
- В таких случаях есть чёткие инструкции как действовать. Состав останавливается, помощник машиниста идёт проверяет жив ли сбитый. Если нет, то достаёт тело из колеи на обочину, сообщает о случившемся диспетчеру и получив команду, продолжаем движение, чтобы не отстать от графика. Если же попавший под колёса остался жив, то на место вызывается скорая помощь. Если ЧП произошло далеко от города, то машинист с помощником оказывают первую помощь, грузят в электропоезд и везут до ближайшей станции, где встретят медики, - рассказал Незнамов.
Пережить такое потрясение тяжело и после случившегося машинисты обязательно проходят сеанс с психологом. 
Бывает под колёса или на лобовое стекло электрички попадают животные и птицы. Особенно страдают фазаны. А самые умные птицы - вороны, всегда взлетают заранее, рассчитывают расстояние, видят скорость и не попадают в беду.

Пока не сдерут подковы

Александр Иванович признаётся, что не представляет свою жизнь без стука колёс, простора полей перед глазами, ощущения нужности и важности своей профессии. В течение 30 лет не было дня, чтобы он не был рад тому, что идёт на работу. У машинистов льготная пенсия и уже через год, в 55 лет Незнамов может идти на покой, но не пойдёт.
- Буду работать пока не сдерут подковы*, - улыбаясь отвечает Александр Иванович.

*Отсылка к фильму «Экипаж», где главный герой-лётчик проходит медосмотр и между ним и доктором происходит следующий диалог:
— Ну как, товарищ профессор, не пора ещё подковы сдирать?
— То есть?
— Ну, это когда коняка старый отработает своё, пора на живодёрку, так сначала подковы сдирают, чтобы добро не пропадало.

Профессия в цифрах

120 км/час — скорость с которой электропоезда едут по Ростовской области
100 тысяч рублей получает машинист в месяц
40 часов в неделю работают машинисты. Это время разбито на смены: трое рабочих суток, затем три выходных
12 часов подряд — максимум машинист может находиться в пути
6 часов необходимо отдыхать после 12-часовой работы в кабине. Это время машинисты и их помощники находятся в бригадных домах, расположенных возле депо. Там можно принять душ, поесть и поспать. Затем опять приступать к работе.
2 медосмотра проходят за смену машинисты. Перед тем как заступить на работу и после. Человека с температурой, признаками простуды или давлением не пустят работать. Также обязательна проверка на алкотестере.

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика