Пост: в чём разница между церковным, монастырским и мирским воздержанием
С 28 ноября у православных христиан в России начинается пост. О том, что можно есть в этот период, а чего стоит избегать, писалось много раз. Но вот о том, в чём разница между постом для мирян, прихожан церкви и для обитателей монастырей, кажется пока не говорил никто. Корреспондент «КВУ» побеседовала с древлехранителем Шахтинской епархии Ильёй Шарковым об особенностях монастырской трапезы, значении поста для духовности и брендовой пище, которую производят в монастырях России.
Монастырская трапеза
Помню, как в 2009 году я отправилась в путешествие по Великому Новгороду и Валдаю. Поездка предполагала обед в одном из Новгородских монастырей. Интересно, что пища в стенах духовных трапезных оказалась простой, но достаточно вкусной. Туристов потчевали кукурузной кашей, стручковой фасолью, свежими огурцами и помидорами. Никакого намёка на мясо не было. Об этом говорит и Илья Шарков. Дело в том, что пост в монастыре и пост для прихожан церкви, а также для мирян различен.
Максимум, что разрешается монахам — есть рыбу и то в праздничные дни. В российских монашеских приходах не принято есть мясо, в отличие, от, скажем, восточных, греческих монастырей, где нет на это жёсткого запрета.
Собственные хозяйства
В целом в Российской традиции монастырский устав строже, чем приходской. Ведь и пути у монаха и мирянина к духовному разные. Цель одна, а вот пути разные. Часто рацион монахов зависит также от географических особенностей расположения монастыря. В южных обителях в пищу могут употреблять ягоды, овощи и фрукты, которые не доступны обитателям северных монастырей, например, в Сибири.
Характер поста в российских монастырях обусловлен духовно и экономически, в зависимости от возможностей той земли, на которой находится духовная обитель.
Рацион питания монахов зависит от того, есть ли при монастыре собственное подсобное хозяйство. Часто монахи занимаются сельским хозяйством, разводят кур, у них есть коровы, дающие молоко. Например, на Афон нельзя приезжать лицам женского пола, исключение делается для кур. Несушки прекрасно обитают в Афонских хозяйствах, но это служит особой цели. Из желтков их яиц изготавливают яичную темперу — краску, которая используется в иконописи.
При некоторых монастырях есть даже собственные пекарни. Хлеб, испекаемый в них становится местным брендом. Монастырская еда считается неким знаком качества.
Духовный смысл поста
По мнению Ильи Шаркова, пост - это добровольное смирение человека, взятое на себя. У церкви нет цели просто что-то запретить. Любой пост служит духовной цели — подчинить физическое духовному. Но некоторые христиане часто путают духовную составляющую поста с простыми ограничениями в пище, но пост только к этому не сводится. Пища - это средство для человека передвигать ноги.
А для некоторых прихожан и вовсе в лоне церкви делаются послабления в пост. Это касается, например, беременных и кормящих женщин, больных различными заболеваниями, в том числе хроническими, а также тех людей, которые находятся в пути или на службе.
- При заболеваниях человека важно делать поправки на пищевой рацион, - продолжает Илья Шарков, - важно вести борьбу с излишествами и ограничивать себя, а не тешить чрево гастрономическими изысками.
Пищевое поведение
Разные типы пищевого поведения описываются также в некоторых житиях святых юродивых. Например, блаженный старец Павел Таганрогский, известный тем, что вёл аскетическую жизнь: строго постился, усердно молился и жертвовал на храмы, спал на жесткой скамье, а вместо подушки подкладывал под голову какую-нибудь одежду. Со временем он стал известен окружающим, и вокруг него образовалась община мирян, которая жила по строгим монастырским правилам. Павел известен был тем, что все блюда сливал в одну миску и это ел. Стремился к максимальной простоте в еде.