Что значило попасть в камеру мирового судьи и сколько их было в Шахтах в 1915 году
Что значило попасть в камеру мирового судьи и сколько их было в Александровске-Грушевском. Рассказываем в материале нашего корреспондента.
Пойти на мировую
В январе 1915 года мировой судья 5-го участка в Александровске-Грушевском попал в затруднительное положение. Ему не на что было обставить своё рабочее место. Выручили судью углепромышленники, которые скинулись на мебель. Сейчас трудно понять, что стало причиной. Возможно, сказалась Первая Мировая война, которая шла полным ходом, ведь мировые судьи получали денежное довольствие от правительства. Исключением были почётные мировые судьи, которые не имели камеры и участвовали в судебном разбирательстве в тех случаях, когда стороны сами обращались к их посредничеству. К тому же на этой должности трудились люди небедные, даже существовал определённый имущественный ценз.
Так они рассматривали гражданские иски на сумму не свыше 500 рублей, иски о личных обидах и оскорблениях, иски о восстановлении нарушенного владения; дела по обвинению в проступках, наказанием за которые мог быть выговор, штраф на сумму не свыше 300 рублей, арест на срок не более 3 месяцев, заключение в тюрьму на срок не более одного года.
Вопиющая несправедливость
В том же январе, но в камере мирового судьи 7-го участка рассматривался иск приказчика магазина Семененко–Герасимова о переработке и неограниченных часах. Герасимов требовал заплатить ему 132 рубля 50 копеек. Александровск-Грушевский судья в иске отказал, а съезд мировых судей в Новочеркасске это решение поддержал. Такой исход, конечно, не устраивал и приказчика, и его коллег – товарищей по несчастью. Хозяева лавок нещадно эксплуатировали своих работников, заставляя выходить на работу раньше открытия и подолгу задерживаться на службе после. Вопрос был принципиальным, поэтому решение обжаловали в сенате.
5-й и 7-й
Новочеркасской судебной палате подчинялись 8 округов, распределённых на 63 судебно-мировых участка. В Черкасском округе, куда входил и Александровск-Грушевский, мировые судьи, к которым обращались грушевцы, заседали на двух участках: 5-м и 7-м. Территориально 5-й мировой участок включал улицы и переулки, относящиеся к 1-му полицейскому участку города Александровска-Грушевского и рудники этого участка за исключением рудников Стахеева и Самойлова. Туда же входили посёлки: Максимовский, Сидорово-Кадамовский Сулиновской волости, Киреево-Кадамовский Федоровской волости; хутора: Ново-Грушевский, Поповский Кривянской станицы, Садковско-Николаевский, Власово-Грушевский, Николаево-Журавский Новочеркасской станицы, а также железнодорожные станции «Каменоломня» и «Власовка».
7-й мировой участок распространялся на 2-й полицейский участок Александровска-Грушевского и окрестные рудники вместе с рудниками Стахеева и Самойлова; посёлки: Гавриловка и Мало-Несветайский, железнодорожные станции «Шахтная» и «Горная».
Громкие дела
В камере мирового судьи мог оказаться кто угодно, и простой горожанин, и известная личность, и даже члены городского правления.
В Александровске-Грушевском был известный «делец» Жеребцов. Его коммерческая деятельность основывалась на сфере развлечений. Ему приписывают открытие в городе кафе-шантана и игорного дома. Он же построил в городском саду новомодный синематограф.
В какой-то момент потребовалась срочная реконструкция здания, которую Жеребцов произвёл, но для этого ему пришлось взять в партнёры некого Плаксунова. Позже между ними возник спор, кто является хозяином помещения. Дошло до обвинения в воровстве имущества.
А секретарь городской управы Макаров, побывав в камере мирового судьи за сквернословие в общественном месте, был приговорён к 5 рублям штрафа или 2 дням ареста.
Автор: Александра ЗАЙЦЕВА
На заглавном фото: картина «В камере мирового судьи». 1880 г., В. Е. Маковский