Скандальные собрания: какие вопросы решали депутаты Шахт в начале 20 века
110 лет назад в Александровске-Грушевском подводили итоги депутаты и проходило годовое заседание членов Общества Взаимного кредита.
Сам себя не похвалишь…
Подходил к концу срок полномочий гласных (депутатов) городской думы (1908-1912 гг.). На заседании, которое состоялось в последних числах марта 1912 года, народные избранники подводили итоги своей работы. Было в их копилке немало хороших дел, но большей частью незавершённых. Тем не менее, заседание началось с того, что думцы похвалили сами себя за то, что, хотя и с большими опозданиями, но всё же регулярно посещали все заседания. А то, что не все дела удалось довести до конца, так это вина не их, а городской управы.
По мнению самих гласных, их энергичность и желание работать могли бы горы своротить, если бы не инертность городской управы. Гласные указали на то, что городская управа инициативы думы регулярно откладывала в долгий ящик.
Например, вопрос о ходатайстве перед войсковым начальством по установлению сбора в доход города с грузов, привозимых и вывозимых из города. За эту дополнительную статью дохода города народные избранники проголосовали ещё в 1908 году, но управа, несмотря на острую нужду в деньгах, почему-то медлила. Так же обстояло дело и с выборами почётного попечителя мужской гимназии. Дума «решила», а управа не давала дальнейшего хода этому постановлению.
Городской управе также припомнили историю с кладбищенским попечительством. Отчётные собрания этого попечительства должны были проводиться ежегодно. Председателем попечительства являлся сам городской голова, но в течение 3-х лет никто никому отчёта не давал и только по настоянию гласных таковое собрание было устроено. Тут-то и выяснилось, что казначей кладбищенского попечительства небрежно вёл отчётность и вообще не желает ни перед кем отчитываться.
В разные годы Александровск-Грушевская дума и управа располагались в доме Борисова и Пушкинской читальне
Вода, учёба и земля
Из незавершённых и «долгоиграющих» дел было устройство городского водопровода. Гласные бились над ним с первых дней своего избрания в 1908 году, но дальше разведки колодцев для забора воды дело не продвинулось. Созданная комиссия безрезультатно бурила дыры в окрестных балках, но воды подходящего качества не находила. Проект забора воды из Северского Донца или Дона казался фантастически дорогим и неподъёмным для города.
Зато в сфере образования были заметные успехи. Так было введено всеобщее начальное обучение, открыта мужская гимназия, казначейство, изысканы средства на постройку трёх 4-х комплектных и одно 8-комплектное начальное училище.
Была совершена переоценка городских зданий. Это вызвало неудовольствие многих богатых домовладельцев, но зато значительно увеличился доход в городскую казну.
В это же четырёхлетие была построена городская амбулатория при грушевской больнице углепромышленников, на Рыбной площади появились харчевня и постоялый двор, отведено место под строительство здания дешёвой столовой.
Здание мещанской школы построено в 1912 году.
В решении многих вопросов содействовал депутат государственной думы М.С. Воронков. Местные депутаты решили отдать ему должное и повесили в городской управе мраморную доску с его именем, не забыв упомянуть на ней и себя.
Была ещё одна проблема, с которой не могли самостоятельно справиться Александровск-Грушевские гласные — нехватка земель для выпаса скота, принадлежащего грушевцам. Дело в том, что областное Правление, отдавая городскую землю в аренду, нарушало права горожан, лишая возможности пасти скот в привычных местах. Эта явная несправедливость тем не менее казалась законной.
Воронков и на этот раз выручил земляков. Он выяснил в Санкт-Петербургской юридической консультации, что город имеет право через суд потребовать компенсации грушевцам забранных земель.
В городе велось активное строительство, особенно в 1911 и 1912 годах. Даже сейчас можно видеть на многих сохранившихся дореволюционных постройках даты, свидетельствующие об этом.
В планах было построить здание городской управы, полицейского управления и большого магазина для сдачи в аренду. Местом для строительства был выбран пожарный двор на Малом проспекте.
Собирались строить и здание мужской гимназии. Уже существовали одобренные министерством народного просвещения чертежи здания, оставалось найти место, где его построить, и собрать средства.
Нечестные на руку
Большой ложкой дёгтя в делах городской думы стали деяния четверых гласных: Макарьева, Ковалёва, Кравцова и Бондаренко. Они оказались замешаны в коррупционном скандале, связанном с выделением торговых мест. Эти господа входили в базарную комиссию и были уличены во взяточничестве.
Вход в банк Общества взаимного кредита
Банковское кумовство
29 марта 1912 года состоялось годовое собрание членов Александровск-Грушевского Общества взаимного кредита, членами которого в основном были купцы. Проходило оно в солидном здании напротив Соборной площади. Его и сейчас можно видеть (ул. Советская, 161), оно стоит на своём месте и за прошедшие годы не потеряло своего великолепия.
Вначале присутствовало 245 человек, но к концу собрания их число гораздо уменьшилось. Не все выдержали накала бушевавших на нём страстей.
Сперва был заслушан отчёт за 1911 год с докладом ревизионной комиссии. Нашлись члены общества, поднявшие шум по поводу некоторых банковских операций. Не особо разбираясь в уставе банка «почтенная компания» кричала, что всё это незаконно, и что поэтому следует изъять эти сведения из отчёта и передать учётному комитету. Председатель совета Файвишевич и член совета Красельщиков с трудом убедили горлопанов, что все произведённые действия не запрещены уставом и вполне законны. Оппозиционеры выступали также с критикой отчёта, при этом они мало смыслили в банковских делах, но зато их нападки были громкими и эмоциональными.
Более-менее спокойно прошла часть собрания, где обсуждались денежные отчисления из прибыли общества за 1911 год. Предложение повысить жалованье членам совета с 1000 до 1200 рублей в год отклонили, но постановили выделить 500 рублей на строительство гимназии, 100 рублей местному благотворительному обществу, 637 руб. 50 коп. на награды служащим и 200 рублей в пользу голодающих.
Новый взрыв эмоций произошёл, когда приступили к выборам в члены правления и совет. Члены общества руководствовались не интересами банка, а личными симпатиями. В порядке вещей считалось провести в члены правления или совета своего родственника или знакомого, а то и просто намерение спихнуть с места другого, чем-то не угодившего человека. При этом никого не смущало, что предложенный кандидат уступает по деловым качествам и имеет явный недостаток образования.
На коллективном фото предположительно состав Александровск-Грушевской городской думы 1908-1912 гг.
В «Александровск-Грушевской маленькой газете» по этому поводу появилась статья, подписанная «Я. Блонский». Так подписывалась супруга Б.М. Файвишевича – Надежда Григорьевна, которая по совместительству была редактором этой газеты. С горечью она писала: «Грустная картина! Везде и всюду так, где существуют выборы. При выборах главную роль играют не заслуги и достоинства данного лица, а умение и средства составить большую сплоченную партию. Имея такую партию в председатели совета банка может попасть и неграмотный водовоз, особенно у нас в Александровске-Грушевском, где среди гласных есть извозчик, а людей интеллигентных, образованных очень, очень мало, да они к тому же сторонятся от всех общественных дел, чтобы не быть в такой компании и не попасть в такое положение, как Б.М. Файвишевич, основавший и работающий на пользу банка в течение 13 лет. Вместо благодарности и признания его заслуг собрание нашло, что Веровский и Твердохлебов будут более полезны для банка».
Кроме чёрной неблагодарности по отношению к Б.М. Файвишевичу, новоиспечённые члены совета и правления чуть не привели банк к разорению. И как бы ни был обижен Файвишевич, он поступил благородно, предостерёг своих «коллег» от необдуманных действий, потому что: «Дурак бросит камень в воду, а потом и десять умных не достанут».
Автор Александра Зайцева.