Как не навредить ребенку кружками и репетиторами рассказала психолог из Шахт
Перед началом нового учебного года педагог-психолог Галина Спивак рассказала, как помочь ребенку выбрать и полюбить кружки и секции.
Обязательны ли дополнительные занятия и кружки?
Дополнительные занятия должны быть в жизни ребенка.
Их главные цели:
- развитие врождённых способностей ребенка,
- расширение его понимания мира, - углубление знаний,
- овладение различными навыками,
- социализация в разных кругах общения,
- обретение дружеских взаимоотношений по интересам.
- помощь ребенку в самореализации и самовыражение.
Как выбрать подходящее занятие для ребенка
Детство - это период, когда проходит самое интенсивное развитие человека. Каждый ребенок по своей природе заточен на активное познание и освоение мира, в котором он живёт.
Именно природа и врождённые свойства определяют свою сферу интересов у каждого ребенка.
Одним нравится активно двигаться, состязаться в ловкости и быстроте. Такие дети выносливы, подвижны. Любая физическая активность вызывает у них радость и энтузиазм. Таких детей можно отдать в спортивную секцию уже в дошкольном возрасте. Какую выбрать секцию? Нужно подойти к этому вопросу опираясь на способности и желания ребёнка.
Если ребенок не слишком подвижен и вынослив, но родители хотят развить в нем эти качества, то тоже можно определить малыша в какую-то секцию. Но нужно подобрать такой вид спорта, который будет приятен ребенку и соответствовать его силам и темпераменту.
Обычно в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) у детей уже проявляются их врождённые способности. Надо родителям внимательно присмотреться к ребенку и определить сферу его интересов. В этом возрасте можно заметить интерес к музыке, рисованию, к конструированию, интеллектуальной деятельности, к самовыражению в танце или театральной деятельности.
Опираясь на предпочтение ребенка нужно выбирать для него область дополнительного развития. А не только от личных желаний или интересов родителей.
Очень важна при этом личность тренера или педагога дополнительного образования. Чтобы процесс обучения складывался продуктивно, у ребенка с его наставником должны сложиться хорошие взаимоотношения. Причём, наставник может быть и мягким человеком, и жёстким - важно, чтобы состоялись взаимоотношения, чтобы взрослый являлся авторитетом для маленького человека.
Что же делать, если ребенок разочаровался в выбранной секции, идёт на занятия неохотно?
Нужно разбираться в причинах, почему у ребенка снизилась мотивация.
Не нужно сразу эмоционально реагировать родителям, вроде того: "ленивый, бездельник, ничего ему кроме телефона не интересно!" или "этот педагог не может нормально заинтересовать, да и к моему ребенку относится хуже, чем к другим детям". Не нужно мотивировать ребенка излишествами, такими, как сладости, покупка игрушек, дополнительное время компьютерных игр.
Поддержите ребенка примерно так: "Я понимаю, что тебе не хочется сейчас идти на занятие, такое бывает у всех. Поэтому, нужно взбодриться, собрать свою волю в кулак и идти. Так все себя преодолевают, и ты сможешь".
Чтобы такие срывы происходили реже, нужно постоянно поддерживать мотивацию ребенка - выслушивать его впечатления от каждого занятия, подбадривать в неудачах, похвалить за достижения. Т.е. быть активно вовлечённым в процесс вместе с ребенком. Это важно не только в раннем возрасте, но и в подростковом, и в юношеском.
Это и хорошая почва для формирования крепких доверительных взаимоотношений ребенка с родителями.
Важно на этапе выбора ребенком именно этой секции, оговорить правила и его ответственность: "Ты точно решил этим заниматься? Ты понимаешь, что это систематический труд? Ты готов преодолевать свои слабости? Ты готов нести ответственность за свой выбор? Ведь если ты берешься за что-то, нужно это доводить до конца".
Но, если нежелание становится систематическим, если в процессе тренировки или занятия ребенок пребывает в плохом настроении, снижается его активность, он не чувствует себя свободно, не усваивает материальную часть, тогда стоит задуматься - может сменить группу или педагога. А может, действительно, ребенок погорячился и выбрал не свою сферу.
Поговорите с ребенком, задайте ему вопросы, спокойно выслушайте его аргументы, его позицию, узнайте, какое он сам готов принять решение. Обсудите, выскажите свои аргументы - "за" и "против", и примите совместное решение. Даже если придется совсем отказаться от посещения этих занятий.
Не должно быть установок:
- Хочешь, занимайся, не хочешь, бросай.
- Меняй свои увлечения, чаще, чем перчатки, возможно, что перепробуешь всё, да на чём-то остановишься.
Такое легкомысленное отношение может способствовать формированию безволия, неспособности напрягаться, трудиться и доводить дело до конца. Формируется способность мгновенно находить оправдания своей лени и несостоятельности и перекладывать ответственность на других людей.
Такой подход точно не способствует формированию целеустремленной и успешной личности.
У ребенка должно быть время на ничегонеделание
Ни в коем случае нельзя загружать ребенка так, чтобы у него не было "свободной минутки на разные глупости". Такой ритм жизни истощает ребенка, и в конце концов, приведет к потере интереса к любым занятиям, к апатии.
Все занятия должны быть в меру и в радость. У детей обязательно должно быть достаточно свободного времени для отдыха и каких-то любимых занятий дома. Должны быть время и силы на свободное времяпрепровождение со сверстниками. Самое качественное развитие личности ребенка происходит во время свободной игры или общения со сверстниками.
Если ребенок загружен 24/7, но ему нравится, это нормально? Или родителям стоит ему препятствовать?
Если же ребёнок записался в несколько секций и кружков, ещё и активно участвует в жизни школы, успевает везде и радуется жизни, то не нужно его тормозить. Есть такие люди, у которых энергии через край. Для них норма быть в движении и деятельности 24/7. А вот однообразие и ничегонеделание для них невыносимо. Главный критерий - это хорошее самочувствие и настроение ребенка, приемлемые результаты и его желание жить в таком ритме.
Главное, что убивает мотивацию к достижениям у ребенка (да, пожалуй, и у любого взрослого) - это равнодушие педагога и близких ему людей к его успехам.