В стенах интерната №16: чему и в каких условиях учат особенных детей в Шахтах
Интернат №16. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите об этой спецшколе? В моём детстве им пугали нерадивых учеников, во взрослом возрасте я представляла угнетающую атмосферу детской незащищённости и безысходности. С такими мыслями я пришла в интернат и провела там несколько часов.
Моим проводником стала директор учреждения Елена Александровна Нархова. Она работает в специальной школе-интернате с 2007 года, пройдя путь от педагога начальных классов до руководителя (директором она стала в 2015 году).
Кто здесь живёт
Для начала, немного справочной информации.
Шахтинский интернат один из самых больших в регионе, в нём обучаются 327 человек. Это дети с интеллектуальными нарушениями, умственной отсталостью. Иногда к этому добавляются и физические нарушения, например ДЦП. Есть слабослышащие и слабовидящие детки. Набор в школу ведётся с 8,5-9 лет, обучение длится 11 лет.
В учреждении два трёхэтажных здания — образовательный блок и общежитие. Некоторые дети находятся в интернате с понедельника по пятницу или всю неделю, а кто-то приходит только на уроки. В первой половине дня дети проходят обучение, а в остальное время с ними находятся воспитатели, которые помогают им одеться, умыться и так далее. Если требуется, воспитатели присутствуют с ребёнком и на занятиях, водят его в туалет, помогают выполнять задания. В классах дети занимаются по 5, 8 или 12 человек, в зависимости от их умственного состояния.
Труд — главное дело
«Экскурсия» началась с классов трудового воспитания, проще говоря, мастерских. Учеников мы застали за выпиливанием и зашкуриванием табуретов. Вообще, ребята могут сделать как обычную швабру или скворечник так и полноразмерный деревянный макет мотоцикла (конечно, при помощи мастера). Следующим кабинетом была швейная мастерская, там занимались девочки.
На базе интерната каждый год проходит фестиваль «Абилимпикс», где дети демонстрируют свои умения. В 2021 году конкурс проводился по номинациям «Столярное дело» и «Гончарное дело», где воспитанники 16-го интерната заняли 4 призовых места.
Кстати, гончарная мастерская в интернате своя. Новая, красивая и технически оснащённая.
— Наша основная направленность — трудовое воспитание детей, мы делаем упор на выбор и подготовку к профессии. Это одно из главных отличий от обычной школы. Нам важно, чтобы у ребёнка после окончания интерната были трудовые навыки. В 9 классе они сдают экзамен по труду. После окончания интерната ребята могут работать по профессии штукатур, маляр, столяр, швея, уборщик служебных помещений, садовник, — рассказала Елена Александровна.
Роскошь или норма
Хочу отметить, что вся школа классно отремонтирована. Она светлая и тёплая, с ровными красивыми стенами, полами, пластиковыми окнами и обалденной цветной мебелью. В каждом кабинете интерактивные доски, в одном из коридоров на потолке висит проектор. Он светит вниз, чтобы дети могли играть на полу. Ещё один приятный «шок» — в туалетах есть кабинки. Для меня, как для ребёнка 90-х, это отдельный вид роскоши. Там же стоят душевые и есть все удобства для инвалидов.
Улыбки, которые удивили
В кабинетах начальных классов нас встретили любопытные и очень добрые лица воспитанников. Было видно, что детям здесь комфортно. На этом моменте я выдохнула, потому что боялась увидеть зашуганных малышей.
- Почти что у каждого ребёнка индивидуальная программа, рассчитанная на его возможности. Например, некоторые дети не понимают обращённую речь, с ними мы общаемся с помощью карточек, на которых нарисованы действия. Результаты нашей работы мы видим каждый день, но для несведущего глаза они могут быть незаметны. Например, восьмилетний ребёнок стал понимать речь или десятилетний держать ложку, карандаш — вот прогресс. Оценочной системы у нас нет, отметки ученикам не ставим, — объяснила директор.
Учим жить
Следующий кабинет, который мы посетили, был больше похож на обычную квартиру — с кухней, гостиной и стиральной машинкой. Здесь дети обучаются социально-бытовым навыкам: готовить, стирать, делать уборку. Это тоже очень важное направление деятельности интерната. В конце обучения дети сдают по нему экзамен.
— После окончания интерната ребятам приходится справляться со всеми бытовыми вопросами самим. Чтобы облегчить их жизнь, мы разработали «Справочник выпускника» — книжечку, в которой написаны рецепты блюд, советы по уборке, телефоны социальных организаций. Также мы обучаем детей финансовой грамотности — ходим вместе в магазин, учим делать покупки, считать деньги, — поделилась Елена Александровна.
Важная миссия игрушек
После кабинета-квартиры мы направились в комнаты, полные игрушек. Красивые, интересные, приятные на ощупь, даже мне захотелось в них поиграть. Но важнее красоты в этих игрушках то, что каждая из них служит для развития навыков и способностей детей. Это ценное оборудование для коррекционной работы.
Логопеды, психологи и педагоги занимаются здесь не только с учениками интерната, но и с дошкольниками.
— По обращению родителей мы находим место в расписании наших специалистов и оказываем раннюю помощь особенным деткам. В отличие от коммерческих центров, наши занятия бесплатны. В будущем планируем открыть ресурсный центр для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Потому что с каждым годом их становится всё больше. К нам смогут обращаться дети со всей Ростовской области, - прокомментировала директор интерната.
Также в интернате есть спортивные залы с тренажёрами, кабинеты медицинской помощи и лечебной физкультуры, кабинет физиотерапии, массажная кровать и другое оборудование, необходимое для работы с особенными детьми.
Коллектив, жалость и печальная статистика
После экскурсии мы немного поговорили с Еленой Александровной о специфике работы, о педагогах, учениках и выпускниках интерната.
— Трудно управлять таким специфическим учреждением?
— Каждый труд нелёгок. Мне помогает отличный коллектив. Весь персонал — 106 человек, больше половины из них педагоги, остальные воспитатели, обслуживающий персонал. Коллектив у нас устоявшийся. Когда человек приходит, у него есть два месяца испытательного срока, чтобы понять подходит ему наш интернат или нет. Некоторые не могут воспринять даже визуально наших детей. А вот те, кто остаются — остаются надолго.
— Что главное в работе с особенными детьми?
— Самое главное — принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Умение взять его за руку и идти с ним дальше по жизни. Жалость, сочувствие должно быть глубоко в душе, а в действиях и воспитании — позитивный настрой, уверенность в успехе. Мы говорим своим ученикам: «Ты сможешь, ты сумеешь, я тебе помогу», хвалим их, и у них действительно получается.
— Дети, которые находятся в интернате в основном из неблагополучных семей?
— Во-первых, я хочу сказать, что количество детей с интеллектуальными нарушениями, к большому сожалению, увеличивается каждый год. Ещё 10 лет назад численность наших воспитанников была 200 человек (80 из них — сироты), а сейчас более 300. Раньше в основном дети были из асоциальных семей, а сейчас много случаев, когда у благополучных молодых родителей рождаются малыши с отклонениями.
— Как вы думаете, почему так происходит?
— Возможно, из-за экологической ситуации, нарушения питания. На всероссийской конференции по аутизму, в которой мы участвовали, было высказано предположение, что может влиять недостаток белка — не хватило его для строения одной хромосомы, и ребёнок родился с синдромом Дауна.
— Вы следите за судьбой своих выпускников?
— Конечно, для сирот у нас есть специальная программа постинтернатного сопровождения, но и «семейных» детей не оставляем. После интерната помогаем стать на учёт в Центр занятости или продолжить обучение. Помогаем бывшим ученицам, которые стали мамами — рассказываем и показываем как обращаться с ребёнком. Иногда у нас учатся поколениями: бабушка-мама-дочка. Бытовые вопросы помогаем решать, документы оформлять. Мы их, конечно, учим быть самостоятельными, но им всё равно требуется наша поддержка.
От редакции
Вопреки моим ожиданиям, специальная школа-интернат №16 оказалась комфортной и современной. Находиться в ней было приятно. Но теплело на душе не от классного ремонта, технического оборудования и обилия развивающих материалов. В школе есть доброта. Она видна в глазах учителей и воспитателей, а отражается на лицах их учеников.