Комик с заиканием из города Шахты рассказал, как превратил речевой дефект в сценическую фишку
Сергей Кондаков, капитан команды КВН «Дон-Террикон», готовящейся к финалу Премьер-лиги, объяснил, почему не считает заикание серьезной помехой для выступлений.
Сергею 35 лет, он выступает со стендапом (комедийным номером-монологом) в разных заведениях города и шутит в том числе над своей особенностью. Ко дню заикающегося человека, который празднуется 22 октября, редакция «КВУ» побеседовала с юмористом о его творческих достижениях, пути и планах на будущее.
Путь к сцене был долгим и не очевидным. Сергей переехал в Шахты из Семикаракорска в 2012 году, когда ему было 22 года, и десять лет проработал на заводе по изготовлению керамики. Монотонная работа не приносила удовлетворения, года пролетали незаметно.
– Долго работал на заводе, искал для себя какое-то увлечение. Подумал, почему бы и не комедия? – вспоминает он.
Одним из решающих толчков стало наблюдение за другим заикающимся комиком из Ростова-на-Дону.
– Я на него посмотрел и понял, что это, оказывается, не проблема, — говорит Сергей.
В 2018 году, в возрасте 28-ми лет он впервые вышел на стендап-сцену, а год спустя присоединился к команде КВН филиала Донского государственного технического университета в Шахтах, с которым сегодня и добился серьезного успеха.
Борьба с заиканием
Сергей заикается всю сознательную жизнь.
– Вообще есть заикания два типа. У меня раньше были оба. Первый — когда я повторяю одно слово, а второй — речевой ступор, когда не можешь продолжить говорить фразу дальше, как будто тянешь букву и не можешь перейти на следующую. Сейчас у меня остался только второй, – объясняет он.
Естественно, Сергей пытался бороться с особенностью, ходил к логопедам и даже к народным целителям.
– Моя бабушка зачем-то водила меня к другим бабушкам. Я сначала думал, что она хвастается, — шутит Сергей.
Как рассказывает Сергей, никто не знает природу заикания, на данный момент оно почти не изучено. Несмотря на это, многие его знакомые даже не знают, что у него есть дефект речи. Он научился комфортно жить с этой особенностью.
Интересный факт – когда заики поют, они не заикаются.
Выступления на сцене
Выход на публику, а тем более на сцену, для человека с заиканием — всегда вызов. Сергей признается, что ему всегда тревожно перед выступлениями. А тревога, в свою очередь, только усиливает дефект речи, и это не контролируется.
Однако он нашел остроумный способ превратить слабость в силу. В стендапе использует заикание как основу для многих шуток.
– Ну, это, наверное, классика жанра. Если ты выступаешь со стендапом, и у тебя есть какая-нибудь особенность заметная, то это нужно сразу обшутить. То есть, сначала ты пошутишь на эту тему, а потом уже на все остальные, – говорит комик.
С КВН все сложнее. Здесь зритель не в курсе его особенности, и команда не афиширует ее. Поэтому к выступлениям подходят с особой тщательностью.
– Я боюсь подвести ребят. Если я начну «троить», это будет плохо. Поэтому мы иногда даже меняем какие-то формулировки или перекидываем слова на другого человека, – рассказывает Сергей.
Сила в многогранности
Помимо значительных результатов в КВН, Сергей также получает высшее образование. Он обучается на строительную специальность в шахтинском филиале ДГТУ и параллельно работает в своем вузе старшим администратором отдела воспитательной и социальной работы, занимаясь подготовкой мероприятий.
Сергей уверен, что быть разносторонним — значит быть сильнее.
– Есть люди, кто занимается исключительно стендапом или исключительно КВН, но это, по-моему, очень сильно сужает все. Мы с ребятами выступаем и в импровизации, писали сценарии для каких-то интернет-проектов. То есть, чем разностороннее ты в этой сфере, тем это лучше, в дальнейшем ты будешь сильнее востребован, — рассуждает он.
Сейчас вся команда КВН живет в режиме максимального напряжения, готовясь к финалу Премьер-Лиги, который состоится 29 октября.
– Мы сейчас очень сильно устаем с ребятами. Дошли до финала и у нас очень сильно увеличились шансы попасть в Высшую лигу, — говорит Сергей.
Внутренний голос не заикается
На вопрос, согласился бы комик совсем избавиться от заикания, он отвечает, что да.
– Ну, сейчас это особо не мешает уже. Хотя, наверное, да. Я просто иногда думаю, что заикаюсь специально, чтобы не говорить слишком много, что-то не то не ляпнуть, – говорит Сергей.
— Вообще нет. Странно, но нет.
— А когда ты один сам с собой разговариваешь, заикаешься?
— Нет, но я же чаще всего разговариваю не вслух.
— А с кошками разговариваешь?
— У меня никого нет, поэтому я не с кем разговариваю. Но вообще, когда у меня была кошка, мы разговаривали.
— А с ней заикался?
— Нет.