Загадочная Поповка: история одного из старейших районов города Шахты
От казака до космонавта
Поповка или хутор Поповский в советское время носил имя первого космонавта Юрия Гагарина. В настоящее время это один из районов города. Здесь в 1809 году есаул Попов начал добывать уголь.
Согласно историческим хроникам, земли Попова понадобились для строительства Новочеркасска. Его хутор находился там, где сейчас один из районов столицы донского казачества (при впадении балки Западенской в Аксай). Хутор тот состоял из восьми дворов, в которых числились мужского пола 32 и женского пола 29 душ малороссиян, доставшихся ему с приданым жены.
Весной, а именно 21 апреля 1805 года, Фёдору Попову выделили участок на реке Грушевке, принадлежавший станице Кривянской, где им был основан хутор Поповка. Обнаружив на своей территории залежи угля, казак принялся за непривычное для своего сословия предприятие. Для этого была устроена шахта с вертикальным стволом колодезного типа глубиной 25 метров с ручным подъёмом (воротом). Работало на ней 14 крепостных душ. Кроме них на хуторе проживало ещё 12 человек – казаков.
На фото: На месте засыпанного каменного карьера сейчас пустырь.
Уголь из этой шахтёнки отправлялся в Новочеркасск для отопления зданий и казарм. Добывалось его немного, прибыли приносило мало, и Попову это занятие вскоре надоело, и он продал хутор.
Другой причиной, по словам старожилов, стала насильственная смерть его супруги в собственном доме от рук слуг. Якобы женщина отличалась крутым нравом и особой жестокостью. За плохо вымытую посуду крепостных ждала суровая кара. Их заставляли лизать раскалённые сковородки.
Первая загадка
Краеведы отправились на поиски дома есаула Попова, который, как уверяют местные жители, сохранился до наших дней.
По адресу: ул. Победы, 12 действительно есть небольшой домик. Его хозяйка Людмила Булаткина подтвердила, что этот дом все называют домом Попова.
На фото: Дом, приписываемый есаулу Попову, утопает в цветах
Дом старый, говорит Людмила, на нём даже имелась дата «1820г.», но при ремонте была убрана. Однако в документах значится, что его построили в 1910 году. Тоже почтенный возраст, но к основателю хутора дом вряд ли имеет отношение.
Причин так считать несколько: во-первых, Фёдор Попов за сто лет до того (в 1810 году) продал свой хутор Гавриилу Грекову, и уехал из этих мест. Во-вторых, известно, что казаки в хуторе селились на правом берегу реки Грушевки, а неказаки – на левом. Дом же этот стоит на «неказачьей» стороне. Возможно, дом действительно принадлежал человеку по фамилии Попов — фамилия-то очень распространённая.
В 20-х годах прошлого века здесь был детский дом, потом по какой-то причине все дети умерли, и в начале 30-х строение перевели в жилой фонд.
На той же стороне Грушевки ещё недавно стояли старинные дома. Принадлежали они членам семьи Шилкиных. К сожалению, дом Фёдора Даниловича Шилкина – родоначальника всех Шилкиных, не сохранился. Дом одного из его сыновей находится на той же улице (Пулковского), но узнать в нём старинную постройку невозможно, так как дом отделан современными строительными материалами.
Шилкины изначально не являлись казаками, а были введены в казачество позже. Замечательна эта семья была своей многочисленностью, а сам Фёдор Шилкин дожил до преклонных лет, и в 1914 году, когда его хоронили, за гробом шли: 8 сыновей, дочь, 30 внуков, 20 внучек и правнуки.
Загадка вторая
Известно, что первым на территории города Шахты добывать уголь стал именно Фёдор Попов. Он вообще был одним из первых угледобытчиков во всей Области Войска Донского, а точнее – вторым. Первым был казак из Черкасска по фамилии Двухженнов. Тот построил шахту недалеко от станицы Екатерининской и поставлял уголь в Таганрог.
Самая первая шахта Поповки
Сохранился приблизительный план Грушевского месторождения в районе хутора Поповского, но на нём указано сразу несколько шахт. Какая из них была самой первой, сейчас трудно сказать, но располагались все они в районе двух балок близ Лисичкиного озера.
Конный двор и графский дом
На территории бывшего хутора всё же сохранились старинные постройки. Одна из них – дом Мансуровых. Его ещё называют «графским домом», а землю вокруг него – конным двором.
Насчёт конного двора существует предположение, что здесь держали лошадей, задействованных в производстве. В пору, когда гужевой транспорт являлся основным, конные дворы имелись на всех шахтах. Графским же этот дом называют потому, что здание сильно отличается от казачьих домов и размером и архитектурой, и хозяева были не из простых.
Роман Мансуров являлся капитаном дальнего плаванья в отставке, когда женился на Лидии Торлецкой. На свадьбу братья невесты Василий и Николай подарили новобрачным каменный карьер, который находился на окраине Поповки. Рядом с карьером и построили дом.
Роман Мансуров стал управляющим карьера. Он был человеком прогрессивных взглядов, одним из первых в городе ввёл девятичасовой рабочий день и назначил приличную оплату труда. Кроме этого, старался применять новейшие методы и машины в производстве.
Лилия Мансурова преподавала в местной земской школе, на открытие которой приезжал сам атаман Войска Донского Михаил Граббе.
На фото: Дом Мансуровых называют графским.
Торлецкие
Накануне венчания Лидии Торлецкой и Романа Мансурова состоялось освящение главного казачьего храма в Новочеркасске. Николай Торлецкий принимал участие в его строительстве. За это ему даже была вручена почётная грамота, подписанная атаманом Войска Донского Николаем Одоевским-Масловым «За похвальное усердие и помощь в возведении храма Вознесения господня». В нём и повенчались Лидия и Роман.
Второй брат Лиды – Василий — строил дороги в Александровске-Грушевском и его окрестностях. Их дед Александр Логинович Торлецкий входил в число богатейших купцов России. Представители этой семьи были известными в своё время и уважаемыми людьми.
Так, Александр Александрович Торлецкий финансировал строительство Московской консерватории, был гласным московской городской думы, и дружил с другими российскими меценатами — Сергеем Третьяковым и композитором Антоном Рубенштейном.
Его брат Александр Иванович строил в Гиреево дома со всеми удобствами, и продавал их в кредит с рассрочкой на много лет.
Новое время
После революции и Гражданской войны многие покинули Родину, но не Мансуровы. Первые годы советской власти оказались для них щадящими. Карьер хоть и национализировали, но его хозяина не тронули, оставили при нём управляющим. Рабочие его любили и уважали, а хороших специалистов стране не хватало. Однако в конце 1928 года, когда в стране началась охота на вредителей, Романа Александровича по лживому доносу арестовало ГПУ. Он был отправлен в ГУЛАГ, где и погиб. Лидия уехала из города, а в доме разместилось управление карьером.
В 1950-х гг. Романа Мансурова реабилитировали.
Рядом есть небольшое здание с надписью над входом «1925». Сейчас оно необитаемо, а раньше в нём была «Красная библиотека», в которой стоял рояль (видимо, из «графского дома»). Старожилы говорят, что Лидия Мансурова любила музыку, и обучала ей местных ребятишек.
На фото: Красная библиотека сейчас заброшена.
Краеведы клуба «Корни твои» убедились, что на Поповке всё ещё присутствует очарование старины. Хотя многое уже утрачено.
Возможно, кто-то сможет рассказать больше об этих исторических местах. Краеведы приглашают на заседания клуба «Корни твои» всех интересующихся историей нашего города, Донского края. Встречи проходят в читальном зале библиотеки им. А. С. Пушкина (ул. Советская, 155) каждое последнее воскресенье месяца в 12:00. Следующее заседание состоится 30 октября.
Подготовила Александра Зайцева в рамках проекта «Донской край — регион возможностей»