О чём говорят рисунки наших детей: учитель рисования из Шахт раскрыла секреты детского творчества
После тёплых осенних дней, город попал во власть серого, пасмурного ноября. Чтобы добавить ярких красок и настроения в этот тоскливый месяц, корреспондент «КВУ» заглянула в детскую школу искусств.
В посёлке ХБК, в школе искусств имени Д.Б. Кабалевского работает замечательный педагог, заведующая художественным отделением Елена Першина. О необычном подходе к обучению и любви детей к преподавателю редакции рассказали родители её воспитанников. Для читателей «КВУ» Елена Алексеевна раскрыла несколько секретов своей работы.
Елена Першина работает в художественной школе почти 40 лет — устроилась в 1983 году и не изменяла ей по сей день. Дети пошли по её стопам: старшая дочь также обучает детей искусству. Можно сказать, что в школе имени Кабалевского работает династия художников-педагогов.
- Дети Вас любят. Почему?
- В начале трудовой деятельности у меня было много энергии, амбиций и мало опыта. Сейчас процесс более размеренный, но опыт и художественный, и общения с детьми вырос многократно. Дети хотят тебя слышать, хотят видеть, учиться вместе с тобой.
- А кричать на них приходится?
- Когда только приходят в школу, вижу, что привыкли к окрикам. Я такие приёмы не использую. Отношусь к ученикам так, как я бы хотела, чтобы относились к моим внукам. И детям объясняю, что нужно быть добрым, не смеяться над другом, если у него что-то не получается, а корректно дать совет.
- Как удается заинтересовать ребёнка творчеством?
- Мы принимаем в школу с 6 лет, и первые годы не занимаемся серьёзными построениями. Просто развиваем художественное видение, раскрепощаем талант. В этом возрасте они ещё не боятся совершить ошибку. Рисуют так, как могут, и, если работа вызвала улыбку или смех, значит, цель достигнута.
- Что нужно, чтобы научиться рисовать?
- Надо много наблюдать и видеть... что предмет неплоский. У него есть не только высота и ширина, а ещё и глубина, задняя и боковые стороны. Надо понимать, что цвет состоит из разных оттенков. Важен и талант, но без работоспособности он ничего не значит.
- Дети выражают свои эмоции через картины? Как это происходит?
- У всех детей и взрослых есть потребность в выражении эмоций. Раньше свои мысли доверяли бумаге, писали дневники, сейчас доверяют сокровенное рисункам.
- Бесконечные восьмёрки, кружочки, обтекаемые формы говорят о том, что ребёнок ищет себя. Абстрактные прямоугольники, треугольники, геометрические фигуры правильной формы обозначают нацеленность на что-то или кого-то.
- Если, рисуя портрет, ребёнок первым делом рисует глаза, значит, ощущает, что его не видят, не воспринимают. Если ребёнка не слышат, то он забудет нарисовать уши.
- Кто-то на большом листе рисует маленький-маленький рисунок. Значит, ощущает себя ещё эмоционально незрелым, несамостоятельным (это может и до 15 лет продолжаться). И наоборот, если ребёнок выходит за рамки формата, ясно, что перед тобой личность с лидерскими качествами.
- Тон работы выражает настроение. Пастельные — успокаивают, яркие — возбуждают. Плохое настроение — это всегда тёмные мрачные тона: чёрный, синий, коричневый. Когда я их вижу, пытаюсь помочь, смягчить цвет (а следовательно, и настроение), успокоить. Если ребёнок не идёт на контакт, то оставляю эти попытки.
- Родителям сообщаете?
- Не всегда. Ведь у детей должно быть личное пространство, которое они не хотят раскрывать маме и папе. Но если несколько работ подряд в рисунках преобладают чёрные, красные цвета, я советую обратиться к психологу.
- В школе занимаются только маленькие дети?
- Нет, обучение длится 8 лет — с 6 до 15. Кто-то не проходит этот долгий путь, оставляет занятия, потом возвращается. Те, кто заканчивает, поступают в престижные институты.
Елена Алексеевна перечислила целый список тех, кто поступил на бюджетные отделения вузов области, Москвы и Санкт-Петербурга за последний год. Это безусловно значимый вклад, но ещё большее достижение, на мой взгляд, на протяжении 40 лет помогать детям выразить свои эмоции, наладить контакт с собой и окружающим миром, стать добрым и счастливым человеком.