К Дню защитника Отечества о лётчиках, самолётах и аэродромах, связанных с городом Шахты
Шахтинский аэроклуб
23 февраля – День защитника Отечества, традиционно мужской праздник. Самыми романтическими военными специальностями всегда считались лётчики и моряки. В отличие от моряков, лётчиков в нашем городе было не просто больше, город Шахты являлся кузницей авиаторов, а в городской черте существовало несколько аэродромов.
Началось всё с создания в декабре 1933 года в городе аэроклуба ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Для подготовки авиаторов была введена новая программа. Прежде чем пересесть на самолёт, участники клуба в течение четырёх месяцев проходили занятия на планере.
На нескольких шахтах: «Октябрьской Революции», «Пролетарской Диктатуры» и шахте им. Артёма имелись свои планеры и самолёты, приобретённые на деньги этих предприятий. Существовали свои школы лётной подготовки. Их выпускники, отправляясь на срочную службу, пересаживались на боевые машины и отлично справлялись с техникой. Государство делало всё, чтобы увеличить военную мощь страны. Говоря о том, что на шахтах закуплены самолёты, применялся такой эпитет – «несокрушимая крепость обороны».
Летом 1934 года были построены ангары для самолётов шахт, а Центральный совет ОСОАВИАХИМа премировал шахтинский аэроклуб ещё одним самолётом. При клубе существовали планерные кружки и кружки авиамоделистов. А к 18 августа, когда отмечали День авиации, в г. Шахты появилась парашютная вышка.
По выходным дням на самолётах аэроклуба над городом устраивали бесплатные катания. Это была лучшая реклама аэроклуба.
Фото: Парашютная вышка рядом с прудом
Герои-лётчики
Первым начальником клуба был человек по фамилии Желтов. К сожалению, больше никакой информации о нём не встречалось.
Начальник лётной части аэроклуба Александр Горовец во время Великой Отечественной войны геройски погиб в сражении с 20 вражескими истребителями, 9 из которых он подбил в том бою. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Многие его воспитанники стали лётчиками-ассами. Среди них удостоены звания Героя Советского Союза: Андреенко Е.Г., Капустников Н.И., Китаев Н.М., Кобзев С.П., Колесников А.Н., Косенко Ю.Х., Мазуренко А.Е., Орлов М.Я., Татаренко Д.М., Шапкин Н.В.
Наших лётчиков называли «Сталинские Соколы», тогда как их противников – «Птенцы Геринга». Изначально фашистские мессершмитты были более быстрыми и технически совершенными самолётами, что давало им преимущество в бою. И их пилоты также являлись серьёзными противниками. Чего только стоит Эрих Хартманн, который считается самым результативным пилотом-истребителем за всю историю авиации. По обе стороны фронта его называли не иначе как «Чёрт». По воле судьбы этот Чёрт после нашей победы отбывал наказание в городе Шахты. Он, как и другие пленные, восстанавливал порушенное народное хозяйство СССР.
Аэродромы
В городе было три аэродрома: принадлежащий аэроклубу, военный аэродром на Ново-Азовке и аэродром в районе шахты 10 лет ЗИ (Нежданная). Последний был построен буквально накануне оккупации города фашистами. Строили аэродром комсомольцы, жители окрестных посёлков, всего около 40 человек. Назначение его также было военным. Аэродром располагался справа от дороги, ведущей в п. Майский. По словам старожилов, ребятам выдали кирки, лопаты, тачки и пару лошадей. Молодые люди ночевали в спортзале поселковой школы, спали вповалку на сене, разложенном прямо на полу. Строить с нуля аэродром было нелёгким делом. Надо было вырубить кусты и деревья, выровнять поверхность. И как же было обидно, что его почти сразу же заняли фашистские истребители.
Роковые ошибки
Шахтинское небо было неспокойным. Если на земле особо крупных боёв не было ни до оккупации, ни после, то самолёты непрерывно кружили над городом и бомбили. Особенно от бомбёжек страдали районы вблизи железнодорожных станций и других стратегических объектов. От вражеских налётов должны были защитить зенитные пушки. Рядом с местом, где когда-то располагался Ново-Азовский аэродром до сих пор сохранились остатки капониров для зениток. Их обнаружили краеведы шахтинского клуба «Корни твои». От старожилов они узнали, что обшивку разбитых вражеских самолётов местные жители использовали в подсобном хозяйстве, и ещё совсем недавно можно было видеть во дворах частных домовладений душ или туалет, отделанные гофрированным серебристым металлом. От старожилов стала известна история про то, как наши девушки-зенитчицы по ошибке сбили в этих местах наш самолёт. Тот возвращался в неурочное время и не с той стороны, откуда его ждали. Оба лётчика 459 ночного скоростного бомбардировочного авиаполка: пилот Л.С. Бухрашвили и воздушный стрелок-радист С.Д. Чернышев погибли. Произошло это в ночь с 23 на 24 мая 1942 года.
При подлёте к аэродрому на Ново-Азовке потерпел крушение ещё один самолёт 724 скоростного авиаполка 66 авиадивизии ночных бомбардировщиков. Случилось это немного раньше, 12 февраля 1942 года. Официальной причиной катастрофы принято считать либо террикон, либо верхушки деревьев, за которые якобы задел самолёт, летящий на малой высоте. Двое из экипажа самолёта погибли, а третий попал в госпиталь в очень тяжёлом состоянии.
У краеведов, правда, есть подозрение, что и здесь не обошлось без наших зенитчиц. Дело в том, что выживший стрелок-радист Пётр Лабутьев вспоминая о тех событиях, рассказывал интересную историю. Их экипаж возвращался с удачно выполненного задания, громили скопление фашистских танков в районе Поповки Донецкой области. Бомбы упали в цель. Преодолев линию фронта, и уже пролетая над своей территорией, самолёт подвергся нападению семерых вражеских истребителей и «полетел вниз кувырком».
Фото: Лётчики сбитые над Шахтами: Владимир Матвеев, Алексей Прокошин, Пётр Лабутьев.
Очнулся Пётр Лабутьев в госпитале на станции Лихая, куда его отправили с переломом основания черепа и повреждением позвоночника.
Любопытно, что там его из всех раненых выделила некая женщина, которая не была работницей госпиталя. Звали её Александра Шкодина. Специально для него она принесла пуховую подушку. Медсестра сообщила ей, что Лабутьев скорее всего не жилец, на что женщина сказала: «Все равно ему дарю». Потом, поговорив с врачом и выяснив, что для того, чтобы случилось чудо выздоровления необходимо усиленное питание, женщина снабжала (и это в те трудные времена) своего подшефного кислым молоком, яйцами, маслом, и даже виноградом! А потом она устроилась в госпиталь санитаркой, чтобы постоянно быть рядом. Петр Лабутьев действительно поправился, был комиссован из рядов Красной Армии по инвалидности.
Эта история наводит на мысль, о том, что женщина, буквально с того света вернувшая лётчика, имела отношение к виновницам крушения самолёта и таким образом хотела загладить вину перед ним. Можно было бы предположить, что здесь любовь, но Пётр Лабутьев упоминал, что женщина заботилась о нём по-матерински, вероятно и по возрасту она ему в матери годилась.
Как бы там ни было, Пётр Лабутьев остался в живых, и к 40-летию Победы в ВОВ был награжден Орденом Отечественной войны I степени.
Ныне в городе остался один аэродром и Шахтинский авиационно-технический спортивный клуб «РОСТО» имени Героя Советского Союза А.К.Горовца. Не так часто, как в прошлом, но всё же совершаются воздушные экскурсии, показательные выступления и парашютные прыжки.
При подготовке статьи использованы архивные материалы ГКУ РО «ЦХАД в городе Шахты Ростовской области».
На главном фото: Ново-Азовский аэродром
Подготовила Александра Зайцева.