Как за три дня увидеть Питер - путеводитель от журналиста "КВУ"

Прошедшим летом я решил сделать себе подарок на 60-летний юбилей - съездить в Санкт-Петербург. Маршрут, по которому должна была двигаться наша группа, включал в себя трехдневное посещение Питера. 

Или пить с родней, или гулять по городу 

Стыдно признаться, но до этой поездки я ни разу в жизни не был в культурной столице России. Это при том, что шило в известном месте не дает мне возможности мирно сидеть на этом самом месте, и я проехал треть страны. В Питере живут два моих племянника и старый друг писатель Владимир Гуд, которого я не видел лет 20. Мы с ним подружились в Москве.
Конечно, за три дня в Санкт-Петербурге можно посетить не так уж много знаковых мест. Поэтому я сразу же исключил из программы встречи с родственниками и другом. Это надо было все отведенное время потратить на общение с ними. Я был к этому не готов.
Если, попав в Питер, ты не зашел на Невский проспект, не прогулялся по каналам, не увидел, как на реке разводят мосты, то считай, что в городе Петра ты не был. Все это я включил в свои планы, добавив еще посещение любимых мной святых – Иоанна Кронштадтского и Ксении Петербургской.

Очень короткий Невский проспект 
     

Николай Гоголь восклицал в одноименной повести «Всемогущий Невский проспект!» Не знаю, может быть, в то время он и был всемогущим, но меня лично разочаровал. Очень уж короткий – только начался и уже завершился. 
В самом начале экскурсии я задержался около Адмиралтейства, вспоминая слова другого классика Андрея Вознесенского – «Эту воду в мурашках запруды, это Адмиралтейство и биржу, я уже никогда не забуду и уже никогда не увижу». Мелодия и голос Николая Караченцова все еще звучал у меня в голове, когда я пересек канал Грибоедова. Попросил одного из товарищей сделать фотографию на фоне канала. А там уже и Фонтанка, где «Чижик-Пыжик водку пил». Промелькнул вдали храм Спаса на Крови, его посещение в планы не входило, а жаль. Но от чего-то пришлось отказаться… Гостиный Двор сменился театром Комедии, где блистали Эраст Гарин, Ольга Аросева и Сергей Филиппов, и вот мы уткнулись в Александро-Невскую Лавру. Конец пути. 
Когда-нибудь заеду в Питер надолго и постараюсь пройти тот же путь медленно и вдумчиво, а не галопом по Европам. Может быть, и впечатления будут другими…

Смиренное кладбище

Чтобы на следующий день попасть в часовню святой блаженной Ксении Петербургской и припасть к ее мощам, пришлось ехать на Смоленское кладбище. 
Это само по себе уникальное место. Здесь покоятся останки няни Александра Пушкина Арины Родионовны. Только никто не знает где. На Смоленском кладбище нашел последний приют основоположник футбола в России Георгий Дюперрон. Тут могилы адмирала Корнилова, художника Владимира Маковского, поэта Федора Сологуба, создателя первого в мире самолета Можайского, режиссера фильмов «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова. К их местам захоронения народ приходит до сих пор. Но столько людей, сколько посещает последнее пристанище Ксении Петербургской, не бывает ни у одной могилы. 
Объяснение этому простое. Знаменитости Смоленского кладбища давно мертвы. Они остаются в нашей памяти. А вот в христианском мире все живы. Поэтому к блаженной Ксении верующие приходят, как к живой. Ее просят о защите от клеветников и завистников, утешения в горе, помощи в добрых делах. Ксения Петербургская покровительствует несчастным и обездоленным. 
Я приложился к ее мощам и вышел из часовни совершенно счастливым. В таком состоянии отправился в гости к Иоанну Кронштадскому. 

 

Жертвую деньги, где есть нужда

Этот святой в народе известен, как человек, совершивший обряд священного коронования царя Николая II и императрицы Александры Федоровны, как любимый священник царской семьи. Но мало, кто знает, что при жизни Иоанн Кронштадтский был великий жертвователь. Ему поступали огромные денежные суммы, и святой все их раздавал. По подсчету специалистов в последние годы через руки отца Иоанна проходило от 150 тысяч до миллиона рублей в год. Для сравнения, в то время за 100 рублей можно было купить лошадь или парадный офицерский мундир с сапогами и фуражкой, а за 200 рублей – приличный рояль.
И куда же девал святой свои миллионы? Они шли на строительство и поддержание школ, больниц, монастырей, храмов. Кроме того, отец Иоанн кормил целую армию нищих. Жертвовал в благотворительные организации. А когда умер, то выяснилось, что за душой у него нет ни рубля. Батюшка раздал всё, что получил.   
- Я жертвую туда, где есть нужда, и где эти деньги могут принести пользу, - говорил Иоанн Кронштадский.
Впрочем, нам, особям из общества потребления, этого не понять…
Вот к такому великому человеку отправился я в Иоанновский монастырь, на Карповку. Здесь приложился к мощам святого и «зарядил» ими иконку, которая теперь хранится в моем домашней иконостасе. 

Иногда важен эффект присутствия

Разведение моста на Неве пришлось ждать до полвторого ночи. Усталость свое брала, и я чуть не заснул. Сделать нормальную фотку не получилось из-за темноты, да и само действо было довольно тривиальным. Впрочем, я и не ожидал чего-то яркого, красивого, праздничного. Много раз видел по телеку, как это происходит. Но надо было увидеть, и я терпеливо ждал. Это тот случай, когда важен эффект присутствия. Это как с Ласточкиным гнездом в Крыму. Знаешь заранее, что ничего особенного, но все равно карабкаешься вверх по ступенькам, обливаясь потом, шатаясь от усталости. Надо зайти внутрь, поприсутствовать, ощутить атмосферу, окунуться в энергетику.  
Яркое запоминающиеся событие во время путешествия в Питер случилось со мной на следующий день совершенно неожиданно, незапланированно. Я заблудился. Просто гулял по городу, наслаждался видами, дошел до Исаакиевской площади, свернул не туда. И вот передо мной мост, но я вижу, что не тот. Отправился к следующему, и этот не мой. 
Не было ни страха, ни паники. Ситуация меня скорее даже забавляла. Адрес я знал, но что толку, навигатором пользоваться не умею. Теперь есть причина научиться. Обратился к полицейскому, он мне показал, куда идти. Как потом оказалось, направил меня в другую сторону. Надеюсь, не специально. 
В конце концов, я позвонил дамам из нашей группы. Они меня нашли и сообщили мне, что я их полностью разочаровал. Не мог найти дорогу к гостинице. Это же так просто…
И я с грустью подумал, что прошли те времена, когда я мог женщин очаровывать. Теперь у меня получается их только разочаровывать. 
Для шахтинцев, которые соберутся в Питер, совет такой. Вы можете посетить северную Пальмиру с группой, а можете самостоятельно. Но три дня для этого мало. Так сказать, ни о чем. Так что лучше рассчитывайте на неделю. На один Невский проспект хорошо бы целый день потратить.

 

Сергей БЕЛИКОВ

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика