Главный редактор газеты Шахт пережил голод, политический арест, войну и вернулся к нормальной жизни
В 2024 году исполняется 120 лет со дня рождения главного редактора газеты «Красный Шахтёр» (1944-1952 гг.) Степана Бондаренко. Человека со сложной судьбой наполненной трагическими событиями.
Степан - крестьянский сын
Степан Васильевич родился на Украине в 1904 году в крестьянской семье. Когда ему исполнилось 3 года, семья отправилась в Сибирь по столыпинской реформе. Несмотря на то, что крестьянская жизнь не была лёгкой, Степану Бондаренко удалось получить образование в сельской церковно-приходской школе, которую он закончил на отлично. Он был самым грамотным на селе (три класса образования). В 15 лет его назначили делопроизводителем волостного революционного комитета. В 1922 году Степана Бондаренко направили на работу в город Зима секретарём уездного исполкома. Потом 5 лет работал по направлениям райкомов комсомола и партии в сибирских городах и сёлах, совмещая работу с журналистикой. В этот период он получил направление на учёбу во Всесоюзный Коммунистический институт журналистики (ВКИЖ), но вылетел со второго курса «за правооппортунистическое выступление по международному вопросу», тогда же его исключили из партии, и выслали из Москвы. Через несколько месяцев его восстановили во всех правах, но в институт он уже не вернулся, потому что успел устроиться в ростовскую краевую газету «Молот». Так он оказался в наших краях.
В 1932-1933 годах в степных районах нашей страны начался страшный голод. Правительство решило, что ситуацию улучшит создание в совхозах и при МТС (машинно-тракторных станциях) политических отделов. Степана Бондаренко, как близкого к сельскому хозяйству, по партийной линии направили руководить Сидорово-Кадамовской МТС Шахтинского района.
В застенках НКВД
Бондаренко успешно справлялся со своей задачей и никак не ожидал, что его обвинят во вредительстве. В 1937 году он попал ДПЗ (дом предварительного заключения) на долгих два года. Вначале Степан Бондаренко не сомневался, что это какая-то ошибка и его скоро выпустят, также он был уверен, что в следственной тюрьме сидят настоящие враги. Он ошибался. В подвале НКВД, там и размещался ДПЗ, ему встретилось много знакомых и достойных личностей, в том числе и Александр Рожков, создатель шахтинской милиции. Примечательно, что Рожков читал доклад о «вредительстве и троцкизме Бондаренко» на собрании, где Степана Васильевича исключали из партии незадолго до ареста.
К заключённым применяли наказание в виде карцера и бесконечных допросов в течение суток. Было и такое, когда в тесную душную комнату набивали по несколько десятков человек таким образом, что люди помещались только стоя. От духоты некоторые теряли сознание, но не падали, так как их подпирали со всех сторон товарищи по несчастью. От их дыхания на потолке появлялся конденсат и капли, смешанные с известью, падали им на лица, разъедая кожу. Были и ночные расстрелы в тюремном дворе и «утилизация» трупов в заброшенном шурфе в городских окрестностях. Политических иногда подсаживали на расправу в камеры к уголовникам. Степану Бондаренко также пришлось побывать в такой ситуации, но вопреки ожиданиям, его не избили, а наоборот, дали выспаться и прийти в себя. Сам Степан Бондаренко объяснял это тем, что его уважали за справедливое отношение к сокамерникам. Будучи старостой камеры, он поровну делил скудные тюремные пайки.
Ему удалось выйти оттуда живым. Правда в 40 лет его принимали за старика. Потом была война, эвакуация.
Вернулся к жизни
Известно немало случаев, когда шахтинцы, пережившие репрессии 30-х гг., уезжали подальше и старались не упоминать, что они имеют отношение к городу Шахты. Степан Васильевич не только вернулся, но и принимал активное участие в жизни разорённого немецко-фашистскими оккупантами города. Именно тогда он возглавил газету «Красный шахтёр». В 1952 году его направили в Ташкент в газету «Красная Бухара», потом был г.Прокопьевск в Кемеровской области и газета «Шахтерская правда», где Бондаренко также был редактором. С 1964 года С.В.Бондаренко – персональный пенсионер республиканского значения, жил в Красноярске. Последние годы жизни работал на общественных началах, читал лекции. Умер в 1985 году.
Автор Александра ЗАЙЦЕВА.