Год наставника: как учили в СССР и чем советское образование отличается от современного
После публикаций «КВУ» на тему образования, ЕГЭ и изменений в системе обучения в редакцию обратилась учитель истории, экс-директор школы Новошахтинска с 23-летним стажем, отличник народного образования и просвещения Галина Жукова.
Она со знанием дела утверждает — в СССР было самое лучшее образование. Так это или нет редакция попыталась проанализировать в сегодняшнем материале, посвящённом сравнению советского и современного обучения.
Отличники от «началки» до старших классов
Галина Жукова рассказала — их класс учился в школе №20 города Шахты. В «началку» ребята пошли в 1955 году. Учила их Валентина Пустовойтова, благодаря которой класс был дружным, объединённым, сплочённым и очень грамотным. Состоял он из 44 человек. В современной школе таких больших классов не встретишь.
Правда, с учётом остальной нагрузки — заполнения журналов, в том числе электронных, подготовки к проведению выборов, составления рабочих программ, общения с родителями в мессенджерах, времени у педагогов на воспитание детей остаётся не так уж много. Но об этом — ниже.
Галина Жукова заверяет — с первого до одиннадцатого класса её одноклассники были среди первых. В восьмом их соединили с «Б»-параллелью, и к ним добавились два медалиста. Правда, они ими стали только в конце 11-го класса. По воспоминаниям Галины, учительница очень понятно объясняла все предметы. Преподавала в начальной школе всё подряд, вела занятия четыре года. Хорошо знала всех детей, в том числе и родителей учащихся. Качественное образование в СССР было нормой. Учителя относились к детям с заботой и любовью.
Из лужи — к печке
Галина вспоминает интересный случай. Ученик Саша Куликов провалился ранней весной в глубокую лужу, пришёл весь мокрый. Валентина Пустовойтова посадила парня греться около печки — тогда они были в каждом классе — и развесила одежду ученика, чтобы она высохла.
- Наша первая учительница была очень заботливой. В пятом и в шестом классе, уже окончив начальную школу, мы продолжали бегать к ней за советом или просто повидаться, пообщаться, - продолжает Галина Жукова, - до такой степени мы её любили. Проживала она очень скромно — в бараке на улице Ленина. Был у неё один сын, Аркадий, которому она также дарила свою любовь.
В том, что Галина Жукова стала золотой медалисткой, а потом учителем и директором школы, она видит заслугу своей преподавательницы Валентины Пустовойтовой. Она так вдохновила Галину, что ей захотелось трудиться именно в системе образования.
Разговоры о главном
В Советском Союзе учитель начальных классов не только вела с уроки, но и беседовала с учениками на довольно-таки деликатные темы.
- Например, Валентина Пустовойтова говорила с нами по поводу чистки зубов утром и вечером, наставляла нас, повторяла, что гигиена полости рта важна, делать её необходимо регулярно, - продолжает Галина Жукова, - даже такие мелочи всегда присутствовали в её подходе к обучению и воспитанию.
Взаимопомощь
Ещё одной отличительной чертой советского образования была взаимопомощь учеников. Отличники сидели не один за одним, а были распределены по всему классу, потому что у каждого успевающего ученика был «подопечный», из отстающих, с которым он занимался.
Каждый второгодник, который попадал в класс, по прошествии некоторого времени уже не оставался на второй год, его «тянули» его до восьмого класса. Со многими отстающими детьми занимались отличники, чтобы они шли в ногу, успевали по всем предметам.
Качество с годами не теряется
Советское образование было настолько качественным, что знания, полученные детстве не улетучивались из головы и по прошествии многих лет.
- Замечательным наставником была Ольга Стефановна, преподававшая английский язык. На момент нашей учёбы она только пришла из педагогического института и начала свою учительскую деятельность. Тогда классы не делили на группы, занимались у одного учителя всем классом, - продолжает Галина Жукова, - грамматику английского языка я помню до сих пор.
Потом она преподавала в НПИ — Шахтинском политехническом университете.
Сейчас же, чтобы выучить ребёнка английскому языку родители вынуждены нанимать репетиторов, причём за большие деньги.
Деньги на «Голубой огонёк»
Отдельной частью образования в СССР были комсомольские организации. Галина была председателем дружины, секретарём комсомольской организации. Комсомольцев тогда в школе было человек 700.
- Мы в школе делали, что хотели, но не в плане вседозволенности, - подчёркивает Галина, - такой пример. Появились на телевидении «Голубые огоньки». И мы с ребятами решили, что мы тоже это сделаем в школе. Я пошла к директору Якову Ивановичу Дьякову, он был умницей. Сказала ему, что нам нужны деньги.
Я сама, даже уже будучи директором школы, не могла понять и до сих пор не пойму — откуда он брал деньги: у нас в школе был оркестр струн, русских народных музыкальных инструментов, баянистов, три танцевальных коллектива (младшая, средняя и старшая группы). За все эти занятия музыкальным руководителям нужно было платить. А кто это всё оплачивал, не знаю до сих пор. В те времена, как дети, мы не задумывались над этим, нам казалось, что так и должно быть, у директора деньги есть.
Но в этот раз директор сказал, что денег на организацию «Голубых огоньков» нет. Тогда мы на комитете комсомола мы постановили, что одно воскресенье отработаем на переборке картофеля в овощехранилище. Мы составили расписание каждому классу — какой сменяет какой. Мы это сделали. Без учителей. Правда, заработали немного, зато сумели провести «Голубой огонёк».
От редакции
Можно долго спорить, какое образование хорошо, а какое — не очень. Но судя по рассказу Галины Жуковой, в образовании, которое давалось в СССР, были положительные моменты.
К ним можно отнести — качественную подготовку учителей, взаимовыручку и смекалку учеников, полезные организации типа комсомола. Тогда цель учителя была не только научить ребёнка химии, физике, математике или литературе, но и воспитать его, привить нравственные принципы.
Сейчас же учитель так загружен бумажной работой и дополнительными нагрузками, что ему трудно уделить внимание каждому ребёнку. Зачастую на плечи педагога ложатся такие обязанности, как определить какой у ребёнка в доме установлен газовый котёл. А ведь этим должны заниматься органы опеки, то есть сотрудники совсем другой структуры. В современном мире государство могло бы учитывать положительный опыт прошлого и применять его в школе сегодня.