Дирижёр из Шахт рассказала об особенностях профессии и почему городу нужен свой оркестр
В Шахтинском музыкальном колледже (ШМК) работает единственная девушка-дирижёр Надежда Павловская. Она руководит симфоническим оркестром.
От клавиш к палочке
Дирижёром шахтинка стала не сразу, сначала отучилась на кларнетистку и пианистку. Более десяти лет Надежда является артистом Ростовского симфонического оркестра. В процессе работы возникло желание стать дирижером. Для этого она поступила в аспирантуру. Практику было удобнее проходить в родном городе. Получив ее, Надежда не покинула стены ШМК. Основную работу дирижёром Ростовского симфонического оркестра совместила с преподаванием в колледже и организацией концертов в Шахтах.
Нельзя останавливаться
Технически работа дирижёра на концерте происходит так: перед ним лежат листы, на которых прописаны ноты всех инструментов. У музыкантов перед глазами только своя партия. Задача дирижёра объединить все мелодии в цельное произведение, показывая когда вступать тому или иному инструменту, с какой интенсивностью играть.
Концерт — главная цель для музыкантов. Он, как и футбольный матч, должен состояться при «любой погоде». Болезни, плохое настроение, проблемы — в сторону. Ещё одно правило — останавливать игру оркестра нельзя ни при каких ошибках. Нужно выкручиваться - это часть мастерства дирижёра.
- Однажды студентка открыла не тот лист партитуры и начала играть партию с середины. Пришлось быстро соображать что делать. Остановила её, жестами показала с какой части вступать и когда, - рассказала Надежда.
Зачем дирижёру быть сильным
Чтобы безупречно отыграть концерт нужна недюжинная концентрация внимания. Добавьте к этому технически отработанные навыки, установление контакта с оркестром, эмоциональный порыв, который нужно передать залу. Не забудьте физическую нагрузку. Всё это входит в работу дирижёра. Навык игры Надежда отточила с детства — проведя годы за занятиями музыкой, выполняя жёсткие требования педагогов. Музыкой девушка занимается ежедневно, без выходных: в первой половине дня общие репетиции или преподавание в колледже, затем самоподготовка до позднего вечера. С таким графиком времени на личную жизнь не остаётся, но для шахтинки такой образ жизни — самый комфортный.
Чтобы на выступлении не подводил мышечный корсет, девушка занималась пауэрлифтингом. Сейчас тело привыкло — Надежда спокойно выдерживает 4-часовые репетиции.
Даже у людей с большим опытом выступлений бывает страх сцены. Но Надежда перед концертами не волнуется и учит студентов как преодолеть страх. Вот несколько практик: первый шаг на сцену сделать с хлопком ногой - топнуть пяткой по полу, чтобы стресс вышел через это резкое движение; прикусить кончик языка; применить специальные техники дыхания.
Город нуждается в музыке
Три раза за сезон студенческий оркестр ШМК под руководством Надежды Павловской радует горожан классической музыкой.
- На концертах видно, что симфоническая музыка для горожан в новинку. Они не знают как на неё реагировать, чувствуют себя зажато. Хотелось, чтобы шахтинцы были более раскрепощённые, открытые. Для этого городу нужен профессиональный штатный оркестр и плановые концерты. Мы не можем позволить себе более трёх выступлений в год: студенты выпускаются, учить только программы для оркестра — невозможно. А Шахты нуждаются в классической музыке. На это должна обратить внимание администрация и принять меры, - поделилась наболевшим Надежда
Пять вопросов дирижёру
- Дирижёр — женская профессия?
В начале прошлого века женщины не могли играть даже в оркестре, тем более становиться дирижёрами. Позже это неравенство преодолели. Но до сих пор женщина в симфоническом дирижировании воспринимается настороженно. Девушкам приходится работать больше мужчин, чтобы их воспринимали серьёзно. - Пользуетесь палочкой?
Очень редко, все «задания» раздаю кистями рук. Только если ритм произведения очень быстрый и со сменой размера — беру в руки палочку. - Выступаете во фраке?
Каждый выбирает для себя. Кто-то в джинсах и рубашке, чтобы быть ближе к публике. Другие считают, что нужно одеваться классически, потому что зритель хочет увидеть костюмы, которых нет в обычной жизни. - Цель вашей работы?
Служение искусству. Мы работаем, чтобы музыка звучала, а публика на концертах проживала эмоции. - Какую музыку слушаете помимо классической?
Иногда могу послушать джаз, блюз. Популярную музыку слушать не вижу смысла, я вообще не считаю, что это музыка. Она примитивна и скорее разлагает, а не созидает.