Режиссёр из Шахт Роман Гольцев поставил на севере спектакль по английской пьесе

Благодаря работе режиссёра из Шахт, труппа театра города Котлас отправилась с гастролями. 

Велика и огромна наша страна Россия. Многие любят её за обширность, интересные локации, многонациональность и богатство культуры. Наверное, ни один  человек, считающий себя самым глубоким патриотом, не может сказать, что он полностью исследовал её от Калининграда и Балтийского моря до Владивостока и Чукотки.

Многие стремятся узучать Россию — путешествуют, открывают для себя новые уголки нашей необъятной родины. Удивительно верные слова написал когда-то Константин Паустовский: "Никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли". 

Талантливый режиссёр

На берегу могучей реки Северная Двина, которая впадает в Белое море, стоит чудесный город Котлас. Мы расскажем о талантливом режиссёре, актёре и певце Романе Гольцеве, который отправился в Архангельскую область, за две тысячи километров от родного дома, чтобы помочь театру города Котлас поставить интереснейшую сказку для детей.

Эксперимент удался — постановка полюбилась и взрослым, и детям, а также труппе театра. Спектакль хвалили в СМИ. Герой сказки - весёлый эльф. Он любит розыгрыши и развлечения. Но однажды волшебный карлик поплатился за свои проказы, ведь он решил подшутить над злой колдуньей. Та в свою очередь попыталась отомстить эльфу. Но, разумеется, добро победило зло, как и положено в добрых и поучительных сказках. 

Для Романа Гольцева - режиссёра и актёра из Шахт, который совсем недавно создал свой собственный театр патриотического толка под названием "ЗА", работать с публикой не своего города привычно.

В ноябре прошлого года Роман сыграл свой моно-спектакль "Контрабас" в Центральном Доме Актёра имени Яблочкиной в Москве. И вот новый эксперимент — попробовать новую публику и поработать с незнакомой труппой в городе Котлас. Роману интересно трудиться именно как режиссёру. Но и использовать актёрский опыт в режиссёрском ремесле он не забывает. Напомним, Роман является студентом пятого курса театрального института имени Бориса Щукина, до выпуска у него осталась всего одна сессия. 

Поездка в Котлас

В целом поездка принесла массу положительных впечатлений, а главное — колоссальный опыт, который, наверняка, пригодится Роману Гольцеву в будущем, как режиссёру. Общаясь с разными людьми в Архангельской области, преодолевая трудности, Роман приобрёл полезные навыки и компетенции, что помогло ему ещё больше вырасти как профессионалу. Не всё было легко.  

Спектакль для детей

Как рассказал режиссёр и актёр в интервью корреспонденту «КВУ», дети – это самый требовательный зритель, поэтому его обмануть невозможно.

Нельзя перед маленьким зрителем играть несерьёзно, неискренне. Если с детьми «придуряться» через пять минут начнётся такой дикий гомон в зале, что хоть со сцены беги. Дети требовательны. Их внимание и доверие нужно завоевать.

Взрослый зритель, если ему не интересно, ещё может какое-то время посидеть, помолчать, как человек общественно развитый. Но и он потом станет кашлять в ладошку, а затем достанет телефон и будет откровенно занят только им. Потом в антракте уйдёт навсегда. Ребёнок же сразу начинает ёрзать, шуршать чем-то, крутиться, бегать по залу. 

Роман признаётся, что сказки прорабатывает послойно. Драматический слой предназначен для взрослых, которые тоже частенько приходят на детские спектакли, например, родители, воспитатели, сопровождающие малышей в театр.

Сначала режиссёр проработал всё драматически, с точки зрения жизненных моментов. То, о чём говорил реформатор театра Евгений Вахтангов, называя это «фантастическим реализмом». Роману Гольцеву важно было показать, когда в жизни возможно то, что происходит в сказке. Как такое может произойти в реальности? Ну, например, когда человек находится во сне или в испуганном, гипнотическом состоянии, или в состоянии изменённого сознания.

Сюжет и постановка

Сказку опытного вологодского автора Владимира Илюхова, написанную по мотивам английского фольклора, поставил Роман Гольцев. Он постарался сделать постановку актуальной. Надо сказать, что «Весёлый эльф» — это не первый сказочный материал этого автора, который поставили в театре города Котлас. До этого была сказка ещё одна сказка Илюхова про «Настьюшку и Кикимору». 

- Я, как человек патриотически настроенный, душой привязан больше к русским сказкам, - делится Роман Гольцев, - сценарист Владимир Илюхов взял несколько сказок об эльфе и соединил их в одну, добавив персонажей. Но что чаще всего встречается в английских сказках? Там есть чёткое разделение на богатых и бедных. И все они охотятся за золотом. Золото это наивысшая ценность. 

В финале побеждают, вроде как добрые персонажи – кот и эльф, которые подружились. Но в итоге, по сценарию, они отбирают это золото у Ведьмы и раздают бедным. Действуют как Робин Гуд. Но, по сути, в русских сказках такого нет вообще.

У нас, в России другие ценности. В нашем фольклоре не идёт речи о богатстве, успешности. Если, например, взять сказку, которую экранизировал Александр Роу, «Огонь. Вода и медные трубы» - там вообще вся эта «успешность» высмеивается.  

После читки сценария, я выкристаллизовал событийный ряд. Для режиссёра это первоочередная задача, самое важное – найти исходное событие и понять с чего всё началось.

Здесь герои сплошь и рядом похожи на флибустьеров, которых называют солдатами удачи с идеологией: «Иди, ограбь и будет тебе счастье!». Всё крутится вокруг золота. Мне же хотелось бы сделать сказку о дружбе. Моя задача была протянуть эту линию.

Девочка, по имени Кейт, идёт за золотом, Колдунья, которая раньше дружно жила с котом и всё у них в доме было хорошо, начинает портиться, как только на горизонте появляется золото.

Мы спросили режиссёра - сложно ли ему было работать с труппой театра Котласа?

Он ответил, что постарался помочь артистам раскрыться, научиться работать "за" режиссёра, а не не "против" него.

Артист должен уметь присваивать себе задумку и идею режиссёра, какой бы фантастической она ни казалась, её нужно развивать. Об этом я напоминал артистам труппы театра города Котлас. В этом есть театр. «Сговор» режиссёра и актёров. Моя задача состояла в том, чтобы сплотить актёров на режиссёрском замысле. 

Актёры сделали всё великолепно. Например, девушка, сыгравшая Ведьму, раскрылась как актриса с новой стороны. Её профессиональный рост, отметил и оценил весь творческий состав котласовского театра, включая главного режиссёра.

Она сыграла персонаж, который обладает даром убеждения и манипуляций. Кота сыграл новенький мальчик-актёр Немчинов Максим, который недавно приехал из Читы. Как только он освоил роль и отпустил себя, всё получилось. Когда мы делали сдачу сказки, убедились в том, что у нас всё получилось. 

 

Мы поинтересовались у Романа Гольцева, каким для режиссёра должен быть хороший артист?

- Вы имеете ввиду, с кем можно заниматься искусством, а с кем лишь тешить своё самолюбие? - ответил режиссёр, - отвечая на этот вопрос я процитирую известного театрального педагога, режиссёра Алексея Дмитриевича Попова: "Творит на сцене актер-человек. Передразнивает — актер-обезьяна. Первый всегда интересуется пьесой, а второй — ролью.

И дело здесь не только в стремлении к ансамблю, а в неистребимой убежденности подлинного художника сцены в том, что отдельный образ невозможно реализовать полно и глубоко без сопоставлений и контрастов с соседствующими образами.

Актер одновременно и отдельно звучащий инструмент и участник симфонического оркестра. Актер, интересующийся только своей ролью, ждет от режиссера помощи в частном случае, осваивает «науку успеха». А художник сцены, привыкающий охватывать целое, исполняя роль, раскрывать «зерно» произведения, формируется в индивидуальность, в подлинного мастера…". 

Важность поддержки

По мнению Романа Гольцева, провинциальные театры сейчас выживают с трудом. Но у театра Котласа намечаются большие гастроли и это радует.

- Я считаю, что нельзя театр, тем более, провинциальный пускать в свободное экономическое плаванье, - уверен Роман Гольцев, - он просто не выживет. Это московские театры могут одну премьеру держать в репертуаре десятилетиями, пока этот спектакль не посмотри вся страна, у них ведь огромная проходимость.

Провинциальные театры необходимо поддерживать. Нужно понимать – бюджеты каждого спектакля в театре огромные. Любая постановка стоит немало. И это деньги, потраченные только на постановку, декорации и костюмы, плату режиссёру. А хотелось бы ещё, чтобы в постановке спектакля помогали талантливые хореографы, сценографы, сцендвиженцы, которые занялись бы пластикой.

 

Суперзвезда на русский манер

Роман Гольцев скоро должен буду поставить дипломный спектакль. Нужно будет сдать самостоятельную работу следующим летом.

- Я буду её защищать вместе с госэкзаменами. У меня есть давняя мечта поставить рок-оперу «Иисус Христос — сверхзвезда», - признаётся режиссёр, - но я понимаю, что для осуществления задумки мне нужны, как минимум, профессиональные певцы.

Нужно найти коллектив, так как в спектакле очень много персонажей и главных и второстепенных. Нужна хорошая аранжировка. Частично хотелось бы мне это сделать в народном стиле, то есть пропустить это через первые христианские православные мистерии. Попытаться добавить национального колорита, показать через музыку, суть оперы в православном христианстве.

Хотелось бы иметь рок-команду, которая будет олицетворять оригинальную версию Ллойда Вебера  и народных музыкантов. Между этими командами может быть музыкальный баттл.

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика