Стрельба на водосвятии и гадание на петухах: как отмечали Крещение в Шахтах 110 лет назад

Ежегодно 19 января православные отмечают Крещение Господне. Этот великий христианский праздник посвящён крещению Иисуса Христа в водах реки Иордан и сошествии на Него Святого Духа. В память об этом на водоёмах, покрытых льдом, прорубают Иордань – прорубь, куда окунаются особо крепкие в вере христиане.

Холодная Иордань

Считается, что вода в этот день обладает целебными свойствами. Её освещают в церкви или берут в любом открытом водоёме, а затем умываются. По поверью, в это день никто не заболевает от водных процедур в ледяной воде, напротив, окунаясь в Иордань, человек смывает с себя грехи и укрепляет здоровье. 
Этой традиции следуют и сегодня. Ныне Иордань устраивают в пруду 20 лет РККА, а вот где была иордань больше века назад — доподлинно не известно. Данного водоёма ещё не существовало. Возможно, для этих целей использовали Лисичкино озеро, но это пока лишь предположение.

Стрельба на водосвятие

То, что Иордань в Александровске-Грушевском была, нет никаких сомнений. О ней упоминается в прессе в связи с происшествием: 
«В 1914 году на Крещение во время водосвятия на Иордане нечаянно кем-то был ранен огнестрельным оружием в ногу мальчик, разносчик газет. Рана не опасна. Каждый год у нас во время водосвятия на Иордане происходит стрельба. Следовало бы обратить на это внимание во избежание подобных несчастных случаев».Стоит отметить, что обычай стрелять на водосвятие был позаимствован у столичных жителей. В 1890-1910-е гг. в Санкт-Петербурге во льду напротив Зимнего дворца также вырубалась Иордань. Над ней сооружалась так называемая сень (особый павильон), который в высоту достигал около четырёх саженей (1 сажень прибл. 2,13 м). Сень выглядела как храм с куполами и крестами, украшенный позолоченными изображениями ангелов и образами, обнесённый вокруг открытой галереей. Возможно, что и Грушевцы сооружали нечто подобное. В питерском храме-павильоне служили молебен. По галерее помещали знамёна гвардейских полков для окропления их святою водою. От Иорданского подъезда Зимнего дворца ко льду и далее по льду устраивали сходни и мостики, украшенные флагами и гирляндами. Вдоль них выстраивались гвардейские части в парадной форме.

После обедни во дворце высшее духовенство вместе с царской семьёй выходило на Иордань. Священники совершали молебен с водосвятием, как было заведено с петровских времён. Митрополит опускал крест в воду, и в это время давался 101 выстрел из пушек Петропавловской крепости. 
Естественно, жители Александровска-Грушевского не хотели отставать от «столиц», но пушек позволить себе не могли, поэтому палили из ружей и револьверов. По представлению верующих, вода в этот момент мгновенно делалась святою, и все по очереди подходили испить её. 
Интересная деталь: повальное купание в полынье – Иордани на Крещение – это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция. Раньше в ледяную воду ради очищения от грехов лезли те, кто во время святок гадал и был ряженым.

Девки-подслушки

В 1912 году Грушевские барышни гадали, пользуясь рекомендациями, опубликованными в «Александровск-Грушевской маленькой газете». Многие из них ныне забыты и не пользуются популярностью.
Одно из гаданий предлагало применить старинную практику подслушивания. Для этого надо было выйти на мороз и прильнуть к чужим освещённым окнам. Девичье ухо ловило каждый звук, который по-своему интерпретировался. Если за окном сочным басом подгулявший дьякон запевал «Многая лета!», девушки знали, это к счастью. Если слышали: «Вы жертвою пали в борьбе роковой…», то подозревали неладное, будто отпевают… 
Если в открытую форточку слышалось что-то вроде: «Ах ты, паскуда, ежели ты мне рубля не дашь, я тебе всю морду!..», а в ответ: «На, жри, пей мою кровь!» гадальщицам становилось совсем грустно — муж непременно будет пьяницей. Едва уловимый шорох – к бедности, шум и весёлые крики – к радости, шум и суета – к богатству. 
Шум, раздающийся рядом на улице не сулил ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Шум колёс предвещал хлопоты, звук шагов был к дороге.

Петухи и курицы

В былые времена живность водилась в каждом дворе, поэтому гадание с петухами и курицами было весьма популярно, и не только среди незамужних девиц. Когда хотели узнать, кто из супругов будет иметь главенство в браке, то петуху и курице связывали белым шнуром хвосты и накрывали большим решетом. 
«Я буду хозяйкой!» – выкрикивала девушка, «Я буду хозяином!» – произносил мужчина. Решето снималось. Если перетягивал петух, то это означало, что главным в доме будет муж, а если курица, то главенствовать суждено жене. Это же гадание применялось, когда хотели узнать успех предстоящего дела. Если перетягивал петух, то дело было выгодным, если же курица, то ждала неудача.
В другом старинном гадании участвовал только один петух. Девушки садились по кругу, рядом с каждой насыпалась горстка зерна. Гадательного петуха сажали в центр этого круга и наблюдали за его действиями. Если петух начинал немедленно клевать кучку зёрен, то владелице этой кучки суждено было вскоре выйти замуж. Однако, если петух склёвывал все зёрна, это считалось дурным знаком – к смерти. Если в кучке оставалось два зёрнышка, то быть гадающей до скончания своего века в девках.

На лучинах

Другое забытое гадание совершалось на лучинах. 
Собирались подруги, из одного сухого полена нащепляли лучин и шли к проруби. По дороге лучину надо было держать между ног, будто едешь на игрушечной палке-лошадке. Потом каждая опускала свою лучину в ледяную воду, а после брала палочку в рот и зажимала зубами. В таком виде девицы возвращались назад и шли в баню – традиционное место гаданий и обиталище нечистой силы. В бане девушки во всю старались зажечь свои мокрые лучины. Которой это удавалось раньше других, той и замуж вперёд идти. Чья лучина ярче – у той муж богаче.

Пророческий валенок

Эта история началась в далёком 1915 году, когда Грушевские девушки гадали на будущего жениха с помощью валенка. Для этого подружки кидали валенок за забор. Куда валенок покажет, оттуда и сватов ждать. 
У Марии Купенко валенок указал в сторону Дона. Мария была дочерью Фёдора и Евдокии Купенко. Их большой добротный дом располагался на ул. Кривой (так когда-то называлась улица Пролетарская). Подворье Купенко занимало почти целый квартал от переулка Узкого (проспект Красной Армии) до переулка Садовый (проспект Клименко). Здание сохранилось, хотя и претерпело некоторые изменения.

 
В семье Купенко было 14 детей. Старшие вместе с отцом занимались семейным делом. У них имелся небольшой мыловаренный цех. 
Шла Первая мировая война, и вскоре мобилизованные казаки из Семикаракор остановились у Купенко на постой. Среди них был сотник Григорий Боков, которому было 14 лет. Молодому человеку приглянулась Мария, которая была ещё моложе – всего 11 лет. Юный казак пообещал, что возьмёт девицу замуж. 
Это похоже на сказку, но именно так и произошло. Уже после Октябрьской революции, когда семью Купенко выселили из большого красивого дома, и они ютились в другом районе города в неказистой мазанке, Григорий нашёл свою наречённую и прислал сватов. Случилось это спустя 7 лет, в 1921 году.
Однако семейная жизнь не задалась и виной тому была свекровь, которую в родной станице считали колдуньей. Так и ушёл из семьи Григорий. Но это уже другая история.

Подготовила Александра ЗАЙЦЕВА.

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика