"Сладкий Козьма": почему портрет донского казака разместили на обёртках конфет

В августе 1914 года появились первые убитые, раненные и герои, а жизнь в тылу изменилась. На российско-германской границе вблизи польского города Кальвария 30 июля 1914 года (по старому стилю) наш земляк – донской казак Козьма Крючков совершил подвиг и вошёл в историю. Вместе с сослуживцами: Иваном Щегольковым, Василием Астаховым и Михаилом Иванковым они наголову разбили немецкий кавалерийский взвод (22 неприятеля было убито, двое пленено, троим удалось бежать). Все четверо казаков отважно сражались, но Козьма Крючков приняв основной удар (16 ран «в себя» и 11 «в лошадь»), уничтожил половину врагов.

Вот как описывали тот бой в «Александровск-Грушевской маленькой газете»: «Находясь вместе со своими четырьмя товарищами в разведке, он заметил немецкий разъезд. Выждав время, Козьма Крючков с гиком бросился на неприятеля и, сидя на хорошем резвом коне, раньше других врезался в сбившихся в кучу немецких кавалеристов. Ловко владея шашкой, вертясь волчком среди врагов, он первым ударом свалил офицера – начальника разъезда, а затем, несмотря на полученные раны, продолжал рубить направо и налево. Когда же у него, уже слабеющего от ран, выбили из рук шашку, он выхватил у кого-то пику и, то защищаясь, то нанося ею удары, продолжил этот неравный бой. Подоспевшие товарищи с неменьшим натиском обрушились на многочисленных противников и после непродолжительного боя обратили немногих оставшихся в живых в бегство. Страшно израненного героя товарищи-казаки без всякой помехи доставили на место стоянки своей сотни».

Первый герой Первой мировой войны

1 августа командующий армией генерал Ренненкампф навестил раненого в лазарете. Он снял с себя георгиевскую ленту и приколол её на грудь Крючкову. Так Козьма Крючков стал первым кавалером Георгиевского креста в Первую мировую войну. 
Стране требовались примеры для подражания и Козьма Крючков отлично подходил для этого. Весть о его подвиге появилась во всех газетах Российской империи, в честь него назвали папиросы, выпустили конфеты с его портретом. Даже в цирках ставили конные представления «Подвиг Козьмы Крючкова». В музыкальных магазинах продавали пластинки «Вальс Козьмы Крючкова» и даже назвали в его честь пароход.

После выписки из госпиталя и отпуска Крючкова перевели на службу при штабе дивизии. Его как знаменитость начали возить по войскам и показывать солдатам. Козьме это не нравилось, и он попросился обратно на фронт, где снова участвовал в сражениях, снова был ранен и награждён. Когда он в очередной раз лечился в ростовском госпитале в начале 1917 года, у него украли и ордена, и наградное оружие.

В годы Гражданской войны в рядах Донской армии он дослужился до чина сотника и погиб в бою с красными в августе 1919 года. Именно то, что Крючков воевал на стороне белых и стало причиной его забвения на долгие годы. Сегодня историческая справедливость восстановлена, в Ростове-на-Дону его именем назван переулок, Крючкову поставлены памятники в Новочеркасске, Егорлыкской, Серафимовиче и Большовском сельском поселении Волгоградской области. 

Маленькие люди с большим сердцем

В Александровске-Грушевском с первых дней войны жители старались по мере сил и возможности помогать семьям мобилизованных, устраивая концерты, сбор от которых шёл в пользу жён и детей ушедших на фронт мужчин. В августе 1914 года к грушевцам присоединилась труппа гастролирующих лилипутов, которые также в качестве благотворительности сыграли комедию «Гейша» и водевиль «Не зная броду, не суйся в воду». На заседании старейшин Александровск-Грушевского Общественного Собрания постановили отчислять в пользу семейств воинов по 40 копеек с каждой игры в карты.

А вскоре в городе появились и первые раненые, которых нужно было разместить и обеспечить лечение. Делалось это за счёт городской казны, в которой никогда не было лишних денег, поэтому вскоре начались сборы и благотворительные концерты в пользу раненых. 
Женщины считали своим долгом «щипать корпию» – аналог современной ваты, которую делали из ниток, надёрганных из ветоши. 
Прибывающих на станцию «Шахтная» раненых удобнее всего было переправлять по железнодорожной ветке на рудник Парамонова, где в здании школы расположился лазарет. В Александровск-Грушевский раненых доставляли извозчики. В городе под лазареты также было отдано несколько учебных заведений.

В здании бывшей школы №30 в 1914 году открыли лазарет.

 

Автор Александра Зайцева.

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика