Борьба за кресло главы города в Шахтах

 

110 лет назад первый городской голова Александровска-Грушевского решил снова участвовать в выборах и побороться за пост главы города.

Все средства хороши

В 1912 году за место главы города сражались первый городской голова (1900-1904 гг.) Борис Маркович Файвишевич и второй, действующий (на тот момент — восьмой год) городской голова Дмитрий Васильевич Пономарёв. Возможно, Борис Маркович ожидал лёгкой победы, ведь Дмитрий Пономарёв слыл человеком мягким, однако всё оказалось не так просто. Секретарём в городской управе был тёзка действующего городского головы – Дмитрий Васильевич Макаров. Поговаривали, что это он всем заправляет.

Секретарь развернул бурную деятельность, агитируя за своего шефа. Видимо, не обошлась без его участия и кампания против Бориса Файвишевича.

 

На фото. Первый городской голова Александровска-Грушевского Б.М. Файвишевич.

В период предвыборной гонки в газете «Приазовский край», №219 вышла статья «О старом знакомом». В ней некий Ст. Павлов сравнивал Б.М. Файвишевича и Д.В. Пономарёва, и сравнение это было не в пользу первого. Так, он припомнил Борису Марковичу, что тот «…за время своего кратковременного управления сумел заполонить город своей особой, забрал его в руки и обратил его в вотчину, данную ему Провидением для прокормления. Он – городской голова, но он же и выборный грушевских углепромышленников и председатель правления банка, и руководитель и вдохновитель многих других общественных начинаний. Любил чрезвычайно платные места: аппетит у него в этом отношении был неутомимый, но не отказывался и от бесплатных, и весь город опутан был видимыми и невидимыми путами его влияния…».

Павлов припомнил, что Файвишевич в своё время хорошо нажился на скупке угля и подачей вагонов в свою пользу. Причём делал это через посредников. Когда хитрая схема вскрылась, случился скандал. Якобы из-за этого Файвишевич потерял место выборного от грушевских углепромышленников.

По этой же причине ему пришлось уйти из банка, а ревизия областного начальства, проведённая в конце срока его пребывания на посту городского головы, выявила небрежное ведение документов и недостаток 17 тысяч рублей. Всё это привело к тому, что Борису Марковичу Файвишевичу даже пришлось покинуть город. И действительно, до 1908 года о нём не было слышно в Александровске-Грушевском.
Дмитрия Васильевича Пономарёва автор статьи хвалил. В качестве аргумента его положительности приводился такой довод: действующий глава города не только не нажился на своём посту, но даже «расшатал своё хозяйство», а поэтому служба действующего городского головы, это скорее «не служба, а служение».

В заслугу ему был поставлен культурный подъём и введение всеобщего образования (первое во всей Области войска Донского). Правда, отмечалось в статье не без помощи депутата государственной думы М.С. Воронкова. «Он пошёл ни вправо, и не влево, а пошёл к Воронкову и взял от него для города всё, что можно было взять» – писал автор статьи.

Борис Маркович недолго думая написал ответ — благо, он владел своей собственной «Александровск-Грушевской маленькой газетой». На её страницах он обвинил Павлова во лжи и клевете, а также пожалел о том, что «добрейшему Д.В. не везёт с друзьями и хвалителями».

«Разве это особая заслуга в том, чтобы потерять своё состояние? – недоумевал Файвишевич, – как будто, если он не сумел сохранить своего, то отлично сбережёт городское?»

А ещё Файвишевича рассмешила фраза о том, что городской голова прямо следовал за Воронковым. «Как овца за козлом», – не удержался от колкости Борис Маркович. В конце своего ответа Файвишевич пообещал также написать и в «Приазовский край».

Свои подвели

Порядок избрания городского головы был таков, что не требовал участия горожан. Градоначальника выбирали гласные (депутаты) городской думы из своей среды.  Файвишевичу не удалось убедить коллег и победил Дмитрий Васильевич Пономарёв. Его главным помощником и, может быть, даже «серым кардиналом» оставался всё тот же секретарь управы – Макаров. Сейчас трудно сказать, заслуженно или нет, но ему не раз «доставалось» в «Александровск-Грушевской маленькой газете», где он был представлен в очень невыгодном свете. Возможно, что это была плата за чёрный пиар. Скорее всего, за подписью к статье «Ст. Павлов» скрывался именно Макаров. 

Добрый христианин

Каким был городской голова Дмитрий Васильевич Пономарёв, судить трудно, ведь информации сохранилось не так много. Кроме того, что он был человеком неконфликтным, известно, что Пономарёв владел конвертной фабрикой. В одной из частных коллекций сохранился конверт, там произведённый. На нём фирменная эмблема, на которой красуется якорь. Наверное, это не вызывало бы вопросов, если бы Александровск-Грушевский был портовым городом или Пономарёв являлся бы владельцем пароходов.

На фото. На эмблеме конвертной фабрики Д.В. Пономарёва изображён якорь.

Одна из версий, почему на его эмблеме оказался якорь – это религиозность городского головы. Якорь – известный символ христианства, образ надежды. Как якорь является опорой корабля в море, так надежда выступает опорой души.

Вероятно, христианской добродетелью можно объяснить поступок городского головы во время эпидемии холеры в городе. Когда срочно потребовалось помещение для заразных больных, Дмитрий Пономарёв предложил использовать для этих целей дом, который ему принадлежал. 

Предприимчивый господин

Борис Маркович Файвишевич был очень деятельной и предприимчивой натурой. Он владел типографией, дореволюционный адрес которой: ул. Александровская, 88. Этот адрес часто встречается прежде всего в объявлениях на страницах Александровск-Грушевской маленькой газеты, которая также принадлежала ему.

 

На фото. За год до соперничества рекламные объявления Пономарёва и Файвишевича располагались по соседству в Александровск-Грушевской маленькой газете.

Кроме редакции и типографии по этому же адресу размещалось отделение Новочеркасского общества взаимного от огня страхования имуществ. 
При типографии также была открыта испытательная станция завода Мейерхольд и Ко для проволочных канатов. Кроме этого бывший городской голова приторговывал английскими пишущими машинками.

В 1912 году они вместе с супругой предложили городским властям устроить показательную станцию по разведению шелковичных червей, чтобы жители Александровска-Грушевского могли ознакомиться с этим процессом и взять его себе на вооружение.

Файвишевичи учли опыт зарубежных стран, где население занималось выращиванием шелковичных червей и неплохо зарабатывало на этом. От города же требовался минимум затрат. Надо было всего лишь отвести часть городского сада под показательную станцию да посадить во время очередного праздника древонасаждения тутовые деревья.

Донское Общество Сельского Хозяйства, офис которого располагался в Новочеркасске, покупало и продавало коконы шелковичных червей. Там же раздавали бесплатно грену (то есть яички, из которых эти червячки вылуплялись). Для начала хватило бы и одной грены. При благоприятных условиях из неё могло получиться 4000 коконов.

 

На фото: Файвишевич предложил грушевцам заняться выращиванием шелкопряда.

Грена рассыпалась на столах или скамьях. Уже на следующий день из яичек начинали вылупляться червячки, а на второй день их уже было очень много. Кормление продолжалось около месяца, после чего черви начинали завивать коконы. Ещё через неделю коконы уже можно было собирать. Чтобы куколки не превращались в бабочек, их замаривали паром или жаром. Заморенные и высушенные коконы поступали в продажу. К сожалению, городская дума не откликнулась на это предложение, но, возможно, отдельные горожане заинтересовались шелководством. Во всяком случае в наши дни на городских улицах встречаются тутовые деревья, называемые по-простому «тютина». 
Кто знает, может быть, это потомки первых саженцев, предназначенных для прокорма шелковичных червей?

Подготовила Александра ЗАЙЦЕВА
в рамках проекта «Донской край — регион возможностей»

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика