Шахтинские артельщики: о том, какие плоды приносил совместный труд
Бытует мнение, что артели в СССР процветали только в годы НЭПа. Действительно, в 20-30е годы артели порой брали в аренду целые, пусть и небольшие, шахты, но артельщики благополучно трудились и позже, даже во время войны изготавливали оружие и снаряды. Так продолжалось вплоть до 1956 г., когда Н.С. Хрущёв потребовал передать все производства артелей государству.
Процесс был болезненным и несправедливым. Пайщики теряли все взносы, ссуды, выданные артельщикам, зачислялись уже в доход бюджета. Оборудование отчуждалось безвозмездно, или за символическую плату. За два года до этого судьбоносного решения в городе Шахты артельщики трудились вполне успешно. В августе 1954 года артель «Шахтметалл», ставшая позднее известным значковым заводом, выпускала самую разнообразную продукцию, причём ассортимент в том незапамятном году пополнился гвоздями от 20 до 80 мм и односпальными никелированными кроватями. Гвоздей артель ежемесячно выпускала 10-12 тонн, а кроватей изготавливала 250-300 штук. Основная масса кроватей уходила в сельскую местность. Там они почему-то пользовались особым спросом. Шахтинцы пополнили своё оборудование пресс-ножницами, сверлильным и токарным станком, которые вскоре перешли в собственность государства.
Шахтинская артель «Мебельщик» 70 лет назад выпускала несколько видов мебели. В основном это были: этажерки, табуретки и тумбочки для цветов. Более 6000 тысяч изделий поступило в продажу. Новинкой стали улучшенной конструкции диваны.
Артель «Строймонтаж» занималась выпуском шлакоблоков. Как раз в 1954 году была изготовлена пробная партия, испытания которой прошли успешно. В нашем городе немало домов, построенных из подобных шлакоблоков.
Из глубины веков
Артели существовали и в дореволюционной России. Производственные общины в нашей стране трудились с древнейших времен, ещё при первых Рюриковичах. Назывались они: дружина, ватага, братчина, братия. Целые селения объединялись, чтобы совместно охотиться, сплавлять лес, ловить рыбу или обороняться. Что бы это ни было, всегда сохранялся принцип – группа равноправных между собой людей делают сообща какое-то дело. Организационными вопросами занимается выбранный общинниками воевода, атаман или мастер. Все члены артели выполняют свою работу, активно поддерживают друг друга, отсутствует эксплуатация человека человеком.
Дисциплина и безопасность
На рудниках в окрестностях Александровска-Грушевского в большинстве трудились крестьяне, которые приходили сезонно группами по несколько человек односельчан. Люди давно знакомые друг с другом, часто родственники. На шахтах земляки трудились слаженно, помогали друг другу, поэтому в таких артелях было меньше несчастных случаев и зарабатывали они больше, чем шахтёры-одиночки. Выгодны артели были и для хозяина рудника. Они добывали уголь за попудную плату. Расчёт происходил следующим образом. Контора рудника выдавала артельщику-старосте деньги на текущие расходы, инструменты и довольствие. По прошествии 3-4 месяцев артель получала всю сумму заработка. После этой получки артель обязательно праздновала не менее 2 дней, конечно, выпадая из производственного процесса. Зато остальное время от одной большой получки до другой она работала исправно изо дня в день. Рабочие, которые гуляли после каждого праздника в артели не задерживались. Так продолжалось почти повсеместно до 1900 года, позже всё чаще старостами-артельщиками становились не чистые на руку люди. Пользуясь тем, что у крестьян не было денег даже на проезд из родной деревни на рудники, оплачивали его, ссужали деньги, ввергая земляков в зависимое положение, а потом ещё и нередко проворачивая махинации со сделками на продуктах. Это приводило к тому, что шахтёры старались выйти из такой артели, пополняя ряды неприкаянных одиночек.
Ряд исследователей считает, что самый благоприятный период в развитии такой организации труда как артель, пришёлся как раз на начало 50-х гг. прошлого века, а их ликвидация была ошибкой.
Автор: Александра ЗАЙЦЕВА