"Казак без коня - не казак": традиции воспитания жеребят и маленьких всадников на Дону

Судьба казака зависела от коня, поэтому отношение к этим животным было особым.

Казака с хорошим конём звали «доброконным». Он для казака был и рабочей силой, и боевым товарищем. Второе обстоятельство влияло на дрессировку животных, хотя назвать это дрессурой язык не поворачивается. Правильнее будет сказать, лошадей на Дону воспитывали. Причём старались, чтобы хозяин и конь познакомились друг с другом как можно раньше. Часто жеребёнка дарили мальчику, чтобы он сам вырастил из него коня.

Коней не "ломали"

Характер казачьих лошадок отличался от обычных скаковых большим своенравием и духом противоречия. Чем больше на такого коня производилось психологическое давления, тем он больше сопротивляется. Казаки намеренно не боролись с этими качествами, так как именно с ними сохраняются и природные инстинкты, которые помогают коню и его всаднику в непростых условиях боя, где нужно постоянно импровизировать, проявлять волю. Поэтому, когда хозяин видел, что конь не настроен подчиняться, то просто водил своего питомца под уздцы и разговаривал. На мелкие вредности, типа взбрыкивания или намеренное наступание человеку на ногу, казаки старались не обращать внимания. Лошади в большинстве своём не агрессивны и понимают доброе к ним отношение. Главное у казаков было завоевать доверие коня, тогда успех был обеспечен. Умное животное признавало лидерство человека и подчинялось без применения насилия.
Казаки умели не только управлять лошадью, но и знали, как ухаживать за ней. Вставали рано, чтобы успеть напоить, накормить её. Важной частью ухода за лошадьми были гигиенические процедуры. Казаки знали, что чистка для лошади очень важна, потому что лошадь дышит через кожу.
Иностранные кавалеристы говорили: «Посмотришь на казака – ничего особенного он не представляет, человек как человек, самый обыкновенный. Посмотришь на его лошадь – тоже ничего особенного, самая обыкновенная лошадь. Но вместе эти два! … О, ну их к дьяволу, лучше им не попадаться».

Печёные копыта в лошадиный праздник

Роль коня в жизни казака сложно переоценить. Недаром с лошадьми связаны древние казачьи обычаи. Один из них – обряд посажения на коня. Мальчика в возрасте от 3 лет в присутствии отца, деда, крёстных и других ближайших родственников сажали на оседланную лошадь, давали дедовскую шашку и делали три небольших круга. Казачёнок во время езды держится за гриву коня. С этим связано поверье. Если мальчуган испугался, заплакал, не продержался в седле эти три круга, то считается, что из него не выйдет доброго воина. 
Другой обряд совершала жена казака, уходящего в поход. Женщина просила коня вернутся обратно с живым хозяином. 
На Пасху после окончания праздничной службы заходили в конюшню и оглаживали освящённым яйцом лошадей. Считалось, что от этих действий лошади будут здоровыми и справными. А на праздник святых Флора и Лавра (отмечается (31 (18) августа), которые считались покровителями лошадей в конюшне вешали иконы с изображением этих святых. В этот день на лошадях не работали, кормили их овсом с рук, купали в реке или окропляли святой водой. В день святых Флора и Лавра пекли печенье с изображением копыта.

Подготовила Александра Зайцева

ПРОВЕРЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ВИКТОРИНЫ 

  

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика