Жительница поселка Каменоломни занялась творчеством в 93 года

Жительнице посёлка Каменоломни Клавдии Ледовской исполнилось 95 лет. У нее 40 лет педагогического стажа и огромная семья – трое детей, 5 внуков, 8 правнуков и уже есть праправнук. А последние два года она еще и художник.

Жизнь – череда потерь и обретений

Жизнь Клавдии Михайловны – сплошная череда испытаний. Начались они, едва ей исполнился год. Отец был мельником. В 1930 году, когда советская власть взялась уничтожать кулаков, он бросил мельницу и, вместе с женой, дочерью Клавой и двумя сыновьями, приехал в посёлок Каменоломни. Там устроился на железную дорогу. Ход был верный – Михаил избежал раскулачивания и высылки, сохранил семью. Через некоторое время он купил в поселке маленький дом с земельным участком. 

Жизнь вроде бы начала налаживаться, но тут Михаил получил тяжелую травму на железной дороге, стал инвалидом. А потом началась Великая Отечественная война, и погиб брат Клавдии Михайловны Николай. Долгое время он считался пропавшим без вести, пока в гости к Ледовским не приехал солдат, который вместе с ним бежал из плена. Он рассказал о гибели Николая.  

О военном лихолетье Клавдия Михайловна вспоминать не любит.

Железнодорожная станция, где трудился машинистом ее старший брат Леонид, была постоянным объектом налета вражеских бомбардировщиков. Девчонкой Клавдия Михайловна прошла через все ужасы войны: бомбежки, крики о помощи, стоны раненых, разорванные бомбами тела… После каждого налета дети наводили порядок на территории – закапывали воронки, ухаживали за ранеными.

Было голодно. Мальчики и девочки ходили на поля, собирали оставшиеся после уборки колоски, дома перетирали их на ручной мельнице, добавляли лебеду и крапиву. Из этого варились супы. Так и выживали. 

Клавдия Михайловна очень рано почувствовала себя взрослой. По сути дела детства у нее не было. Поэтому едва закончилась война, она поступила в Шахтинское педучилище. Каждый день, невзирая на погоду, по утрам ходила на занятия из Каменоломен в Шахты пешком. Здание училища после бомбежек стояло без окон, зимой оно не отапливалось. Учащиеся во время занятий сидели одетые, руки коченели, подростки отогревали их своим дыханием. Чернила замерзали, бумага была страшным дефицитом, писали на газетных обрывках. 

 Одна поднимала троих детей

Тем не менее, Клавдия Михайловна смогла получить диплом педагога. Свою деятельность она начала в школе № 33 п. Верхнегрушевский, который в то время назывался «Совхоз № 10». Ее учащимися в 3-м классе были 15-16-летние ребята, которые не смогли учиться во время войны, поскольку школы не работали. Клавдия Михайловна была почти их ровесницей, и ей было очень неловко, когда ученики называли ее по имени-отчеству. Но постепенно привыкла.

Налаживалась и личная жизнь, Ледовская вышла замуж, у нее родились два сына и дочь. Но испытания не прекращались. В 32 года Клавдия Михайловна осталась одна с детьми на руках. 

Научилась делать мужскую работу по дому. Отец к этому времени умер, детей растить помогала мама. Брат Леонид тоже не оставлял сестру, он в то время работал начальником на железной дороге в Ростове. Но основная нагрузка легла на плечи Клавдии Михайловны. Трудная жизнь сформировала у нее мужской характер и внутренний железный стержень. 

Непросто была и в школе. Клавдия Михайловна трудилась в две смены, а учащихся было много – от 37 до 51 человека в классе. Часто приходилось давать, так называемые, показательные уроки, на которых присутствовали представители районного отдела народного образования, директора ростовских школ.

Тогда классы объединялись, а уроки проводились в спортивном зале, так как в кабинеты школьники не вмещались.

Чтобы выдержать такую нагрузку, надо было иметь поистине стальной характер. 

Учила добру и справедливости

Своих учеников Клавдия Михайловна любила. Она была для ребят незаменимым помощником, наставником и другом, учила их добру и справедливости. Дети в ответ любили учительницу, делились с ней секретами, рассказывали о своей первой, детской любви, спрашивали совета. Столько лет прошло, но Клавдия Михайловна помнит многих своих учеников, поддерживает с ними связь. 

- Я горжусь ребятами, все они прекрасные, добрые, трудолюбивые люди, - говорит долгожительница. – Хорошие семьянины и патриоты своей родины. Большинство – отличные специалисты.

К примеру, у меня проходила практику Любовь Николаевна Острикова. Она многие годы работала директором гимназии № 20 им С. С. Станчева, где одно время трудилась и я, и вывела учебное заведение на достойный уровень в Ростовской области.

Некоторые ученики до сих пор звонят – поздравляют с праздниками, Днем учителя и Днем рождения, интересуют здоровьем. Через внучку передают приветы, дарят стихи!

В 1961 году Клавдии Михайловне было присвоено звание «Отличник народного просвещения». Педагогической деятельности она отдала без малого 40 лет. На Доске почета гимназии № 20 до сих пор висит её портрет.

Интересно, что двое детей Клавдии Михайловны тоже стали педагогами. Старший сын Михаил в начале жизненного пути трудился учителем труда в гимназии № 20 им. Дочь Эльвира работала в том же учебном заведении учителем музыки, а потом преподавала русский язык и литературу в одной из школ Новочеркасска.  

Осуществила детскую мечту

Выйдя на заслуженный отдых, Клавдия Михайловна без дела не осталась. Принимала участие в делах всей своей многочисленной родни. Сидела с внуками, помогала освоить азбуку, письмо, азы математики. Занималась репетиторством – готовила дошколят к школе.

Уже в преклонном возрасте Клавдия Михайловна осуществила свою детскую мечту. Всю жизнь она хотела рисовать. Способности у нее были, а вот времени никогда не хватало. Слишком насыщенными событиями оказались ее годы, месяцы и даже дни. И в 93 года она решила – сейчас или никогда. Клавдия Михайловна взяла в руки краски, карандаши, положила перед собой бумагу. И процесс пошел.

Неожиданно ее творчество оценили не только родственники, но и незнакомые люди. За два года Ледовская создала немало работ. У нее появились поклонники.

Рисунки Клавдии Михайловны уже были на двух выставках, посвященных Дню пожилого человека, получили высокую оценку. И останавливаться на достигнутом художница-пенсионерка не собирается. 

Так что творчеством можно заниматься в любом возрасте. Начинать никогда не поздно, даже на десятом десятке, хотя звучит это, пожалуй, парадоксально, даже фантастически. Но Клавдия Михайловна тому пример.

Автор: Сергей Беликов  

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика