Как защищали интересы больных и увечных в Александровск-Грушевском 110 лет назад

В Александровске-Грушевском 110 лет назад появилась больничная касса, в состав которой вошли пять предприятий.

Союз пяти

В январе 1915 года в газете «Утро Юга» была напечатана заметка о создании в Александровске-Грушевском больничной кассы. Это новшество появилось вследствие закона «Об обеспечении рабочих на случай болезни», который в Российской Империи приняли тремя годами ранее в 1912 году. Согласно этому закону, рабочие должны были получать выплаты в случае временной нетрудоспособности, а предприниматели организовывать для них бесплатную медицинскую помощь. Для накопления необходимых средств создавались больничные кассы – независимые общественные организации, управляемые самими застрахованными. Пополнение средств в больничных кассах происходило за счёт взносов из заработной платы рабочих и сборов с предпринимателей. Закон распространялся на рабочих, занятых в производстве.

В Александровск-Грушевской больничной кассе участвовали предприятия: типография Файвишевича, конвертная фабрика Пономарёва, литейный завод Поппа и завод Никольско-Журавского порохового товарищества. Общее количество участников составляло 200 человек. По закону менее этого числа и не могло быть. Правление, как и положено, состояло из нечётного числа лиц. Их было семеро. Это трое рабочих с завода Поппа – Кузнецов, Макаров и Дергачёв и один из конвертной фабрики – Елошенко. Дело в том, что по закону в правление кассы должны были входить как представители владельца предприятия, так и рабочих. От руководства выступали Пономарёв, Попп и Кушнарёв. Любопытно, что Кушнарёв, назначенный председателем больничной кассы, был владельцем кирпичного завода, который изначально не входил в кассу, а был присоединён позже и на момент публикации статьи никаких взносов от кирпичного завода еще не было. Регулярные денежные вливания поступали лишь от предприятий Файвишевича и Поппа. Остальные взносы платили нерегулярно. Пономарёв был владельцем конвертной фабрики и по совместительству городским головой Александровска-Грушевского, а Попп являлся владельцем литейного завода. Файвишевич также принял активное участие, предоставив для нужд канцелярии больничной кассы помещение в конторе, принадлежащей ему типографии. Видимо с его же подачи делопроизводством канцелярии занимался секретарь общества углепромышленников – Поляков.  
Размер отчисления в больничную кассу составлял 2 %. Пособия, положенные семейным –  ½, а одиноким – ¼ заработка. 

На рудниках

Ради справедливости стоит сказать, что данная больничная касса не была первой на территории города Шахты. Ещё в 1914 году на рудниках также были созданы больничные кассы, правда тогда рудники не входили в городскую черту. Количество членов-участников таких касс было гораздо больше и исчислялось тысячами человек. Например, к началу 1915 года количество участников больничной кассы Донецко-Грушевского акционерного общества было более 4000. Больничные кассы имелись на рудниках Азовской угольной компании, РОПиТ и руднике Парамонова. Для создания больничной кассы Грушевско-Власовского района объединились рудники Самойлова и Веровского.

Трудный выбор

С организацией больничной кассы на руднике Парамонова были сложности. Связаны они были с выбором активистов из рабочих для контроля за распределением средств. Вначале рабочие просто не пришли на выборное собрание, где должны были переизбрать уполномоченных. На повторное собрание явились только рабочие механического цеха. Они наметили кандидатов и произвели выборы, однако выбранные уполномоченные отказались от такой чести. Свой отказ они объяснили тем, что не хотят повторить судьбу предшественников – быть высланными с рудника администрацией, как это случилось в октябре 1914 года, когда управляющим рудника служил К.А. Кузнецов.

 Управляющий К.А. Кузнецов разогнал больничную кассу на руднике Парамонова.

Неизвестно, что именно произошло, но выбранных активистов – около полутора десятка рабочих, уволили и выслали за пределы рудника. Врач-хирург рудничной больницы, поддержавший горняков, также был выслан с рудника. Николай Парамонов после этого уволил управляющего Кузнецова, хотя управляющим он, видимо, был неплохим. По крайней мере, новый управляющий вызвал ещё большее недовольство и даже угодил на месяц в тюрьму за антисанитарию на руднике, но эта уже другая история. 

Автор Александра Зайцева

Заглавное фото - кадр из кинофильма "Стачка".

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика