Работа с малокультурными: как 100 лет назад в городе Шахты взялись за «очаги культуры»


Гражданская война закончилась, но жители по-прежнему сталкивались с жизненными трудностями, неустроенностью быта и, тем не менее, о культуре не забывали. 

Критика и предложения 

В 1925 году прошла Первая окружная конференция горняков, на которой делегаты обсуждали различные вопросы, в том числе и вопросы культуры. От нашего города выступал ходовщик рудника «Пролетарская диктатура» с 26-летним стажем Ефим Бережной. Он заявил, что самые плохие клубы в Шахтинском округе, а особенно на шахте Воровского, Власовке и Несветае. Он предложил Окружному правлению Шахтинского округа создать фонд клубного строительства, на который отчислялось бы 25% из средств культфонда, созданного Крайкомом. 

Такая забота была вызвана тревогой за моральный облик рабочего человека, который имел обыкновение проводить свой досуг за распитием спиртного.

А от чрезмерного употребления алкоголя «чудили» даже партийные работники. Так на шахте им. Воровского некий партиец Андрей Проценко, употребляя без меры горячительный напиток, кидался в драку, а хуже всего, что имея личное оружие, начинал им угрожать окружающим.

Однажды, Проценко прямо на собрании кинулся с кулаками на рабочего Петропавловского рудника, но рядом оказались коллеги шахтёра, которые намяли бока пьяному задире.  

Просто некультурные и «патриоты»

Надо сказать, что и в Российской Империи шахтовладельцы понимали, что шахтёров надо отвлекать от пьянства. Наиболее прогрессивные, такие как Николай Парамонов, строили Народные дома – аналоги клубов и домов культуры в советское время. Но специально сооруженных и приспособленных для этих целей зданий в городе было крайне мало. В основном «очаги культуры» ютились в старых казармах.

На шахте им. Октябрьской революции в таком небольшом домике «Народный театр» давал свои представления. В посёлке шахты «Пролетарская диктатура» здание клуба было, но вот культуры там явно не хватало.

Особенно постарались хулиганы, которые время от времени делали налёты на клуб и распугивали приличную публику. В клуб ходили малообразованные и малокультурные товарищи, у которых в порядке вещей было лузгать семечки в помещении и разговаривать во время спектакля или киносеанса. Кроме этого, хорошую мягкую мебель приводили в негодность, битые стёкла в окнах тоже не прибавляли привлекательности таким местам.

Не лучше были и выступающие. В городе давали представления московские синеблузники. Их выступление очень не понравилось шахтинским зрителям. Они отметили «небрежную игру актёров» и «рёв хора». Хотя, возможно, критикующим выступление синеблузников, главным образом, не понравилось упоминание «Шахтинского спрута». Синеблузниками называли участников агитационных эстрадных театральных коллективов, отражавших в постановках злободневные темы. 

Армейцы и комсомольцы в авангарде 

В то же время были и положительные примеры.

Ещё в 1921 году был открыт армейский клуб «Красный боец». Красноармейцам, как опоре Советской рабоче-крестьянской власти уделялось особое внимание. В городской газете писали об этом: «И теперь истомлённая в беспощадной борьбе с приспешниками мирового капитализма, она нуждается в отдыхе и духовной пище…».

Кроме традиционных культурных мероприятий, вроде лекций или концертов самодеятельности, в клубе «Красный боец» при канцелярии была создана редколлегия по приёму художественных произведений и заметок красноармейцев в газету «Красный Шахтёр». Многие корреспонденты из солдат были малограмотными. Редколлегия призывала не стесняться, т.к. тексты правились профессионалами. 

Больших похвал в 1925 году удостоился клуб им. Карла Маркса на руднике «Мировая Коммуна». Там основательно подготовились к празднику молодёжи.

Силами комсомольцев двор клуба был украшен плакатами, лентами, флагами и пятиконечной звездой, а земля посыпана песком. На празднике присутствовали представители партии, женорганизации и железнодорожной станции «Шахтная». Были приветствия, вспоминали первых комсомольцев, затем принимали в комсомол и в партию. В заключение пионеры сыграли спектакль и продемонстрировали пирамиды гимнастов. Подобная форма искусства зародилась ещё в дореволюционные времена, но наибольшую популярность приобрела в 20-30-х гг. ХХ века.

Автор: Александра ЗАЙЦЕВА

WhatsApp logo Отправить новость в редакцию WhatsApp 89281804304


Яндекс.Метрика