День Победы в Шахтах: торжества и чудесные истории
Митинги и цветы на могилах
День Победы – это праздник с сединою на висках. Это радость. Со слезами на глазах.
Эти слова из песни, неизменно исполняемой 9 мая, как нельзя лучше описывают эмоции, которые испытывает большинство празднующих День Победы. Здесь и ликование победителей, и горечь утрат. Нет такой семьи, которой бы не коснулась в той или иной степени Великая Отечественная война. Каждый год в этот день благодарные потомки несут цветы к мемориалам в память о павших.
Шахтинцы приходят на братские могилы, чтобы отдать дань уважения тем, кого нет с нами, кто жизнью и кровью своей отстояли свободу Родины. Самой большой братской могилой в нашем городе является Красинский мемориал жертвам фашизма.
Более 3500 человек были сброшены в шурф шахты им. Красина. Извлечь и идентифицировать тела удалось далеко не все, поэтому было решено замуровать ствол и накрыть плитой, а рядом появился памятник. Это первый памятник жертвам фашизма, установленный на территории нашего города. Решение о его установке было принято 10 марта 1943 года.
Изначально здесь была деревянная пирамида со звездой. Современная скульптурная композиция с 8-метровой фигурой шахтера в центре, в руках которого чаша с Вечным огнем, появилась в год 30-летия Победы. Надо сказать, что далеко не всегда День Победы отмечался столь широко как ныне. После трёх лет празднования (1945, 1946 и 1947 гг.), причём дважды в год (3 сентября отмечали ещё и Победу над Японией), 9 мая объявили рабочим днём. И так было в течение последующих 17 лет.
Нерабочим днём 9 мая вновь сделали в 1965, в год 20-летия Победы. Именно тогда появилось большое количество мемориалов, установленных на братских могилах, на которых в праздник проходили торжественные мероприятия. Тогда же стал традицией приезд в этот день родственников, захороненных там.
В 1973 году в Шахтах было три крупных мемориала: в городском парке культуры и отдыха, на шахте им. Красина и площадь Славы на Артёме. Туда на торжественные митинги приходили тысячи горожан. В центральном парке у горельефа солдата стоял почётный караул. Мемориал был украшен флагами пятнадцати союзных республик. На митинге выступали первые лица города, партийные деятели, ветераны ВОВ и те, на чью юность пришлись годы войны. Звучали слова из Реквиема поэта Роберта Рождественского.
Помните! Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
В 1983 году основные торжества проходили на площади им. В.И. Ленина, а потом переходили в парк. Под звуки торжественного марша ветераны ВОВ, сверкая медалями и орденами на груди, шли строем по улицам к мемориалу у Вечного огня, где проходил традиционный митинг.
Фото: Встреча ветеранов в Горном техникуме, 1983 год.
В Артёмовском районе торжества проходили на площади Славы рядом с кинотеатром Горняк. После официальных торжеств Ветераны общались, поминали сослуживцев, тогда можно было услышать истории из фронтовой жизни, которые в обычный день от них трудно было дождаться. Фронтовики не любили рассказывать о войне. Истории, порой очень необычные, собирала и записывала шахтинский краевед Вера Шестакова. Вот несколько свидетельств ветеранов о чудесах, которые случались на фронте.
Фото: Возложение венков на мемориале Вечный огонь.
Страшный «дар»
Участник Великой Отечественной войны Яков Лукич Коваленко в кругу семьи и друзей рассказывал о своём фронтовом товарище с необычными способностями. Звали его Пётр Степанович. Летом 1944 года он воевал в Белоруссии и тогда обнаружил, что чувствует, кто из сослуживцев вскоре погибнет. Сказать об этом он не мог, не поверили бы или сочли бы колдуном, но и бездействовать было не в его правилах. Пётр Степанович заставлял таких солдат накануне гибели писать письма родным и близким. Это не осталось без внимания. Солдаты его роты заметили, что все, кто по его настоянию писал письма домой, через несколько дней погибали в бою. Сговорившись, товарищи решили убить «ведьмака», насылающего на них смерть. Во время боя Пётр Степанович получил пулю в спину. Рана оказалась не смертельной, и он выздоровел. Его перевели в другую часть. После ранения «дар» предчувствовать гибель других людей пропал, зато появился «внутренний голос», который всегда предупреждал Петра Степановича об опасности, грозившей ему самому гибелью.
Служил он в разведке. Его группа получила задание – добыть «языка» и постараться доставить его в целости и сохранности в расположение наших войск. Разведчики шли по лесу, тянувшемуся вдоль дороги. До вражеских позиций было ещё далеко, и командир предложил выйти на дорогу, остановить попутную машину, чтобы хоть немного пути проехать. Уже смеркалось, когда Пётр Степанович по приказу командира вышел на обочину. Как раз ехала машина с солдатами. Шофёр притормозил и тут «голос» просто закричал: «Беги в лес! В машине немецкие диверсанты!» Пётр Степанович отпрянул назад от машины и побежал. Сидевшие в кузове засмеялись и дали автоматную очередь. К счастью, пули пролетели мимо. Машина с диверсантами развернулась и поехала в обратном направлении. Командир разведгруппы дал указание радисту предупредить своих о вражеской машине, которая двигалась к нашим позициям, а разведчики продолжили идти пешком по лесу, так было надёжнее.
Задание разведгруппа выполнила. Разведчики захватили немецкого капитана и доставили в штаб своей части.
Голос ангела
Ефим Павлович Зайковский рассказывал о необыкновенном случае, который произошёл с ним ранней весной 1942 года.
В очередном бою с немцами были захвачены три вражеские траншеи. Ближе к вечеру привезли обед – гречневую кашу с тушёнкой и, по 100 граммов водки – «наркомовскую» норму, и сколько хочешь чаю. Отогревшись и отдохнув, некоторые ребята стали засыпать. Казалось, теперь можно и расслабиться. Ефим Павлович прислонился к стенке окопа и хотел поступить так же. Глаза уже начали слипаться, когда он услышал чёткий и повелительный голос: «Встань, разбуди друзей и уйдите из траншеи!» Солдат стал оглядываться, но поблизости никого не было. Однако голос повторил свой приказ. Ефим Павлович вскочил и стал тормошить сонных друзей. Многие не хотели никуда идти, говорили, что немцы по ночам не воюют. Уйти согласились около десятка человек. Далеко отойти не удалось, действительно начался обстрел траншей и землянок, утром захваченных нашими солдатами у немцев. Стрельба закончилась так же неожиданно, как и началась. Ефим Павлович с товарищами вернулись, но в живых там не осталось никого.
В другой раз таинственный голос подсказал как поступить, чтобы взять немца в плен. Ефим Павлович с группой солдат получил задание переправиться на противоположный берег неглубокой речки, где окопались немцы, и заложить взрывчатку. Под покровом ночи это удалось без проблем, оставалось только вернуться, и тут возникла нештатная ситуация. Прямо на них шёл фашист. Видимо он был пьян, шатался и горланил какую-то песню. Голос скомандовал: «Притворитесь пьяными и лезьте в воду. По-русски не говорите. Немец пойдёт за вами, посчитав за своих». Так и сделали. Фашист сам пришёл в расположение наших войск. Ничего не понимающего фрица увезли в штаб.
И такие случаи на войне были не так уж редки, и, хотя, рационального объяснения им нет, ясно одно, чудо тоже приближало День Победы.
И в наше время 9 мая отмечают так же торжественно, как и прежде, но не хватает главного, тех, кто эту Победу добывал. С каждым годом их становится всё меньше.
Автор Александра Зайцева.
На главном фото: Марш ветеранов по главным улицам города Шахты.