Боевой офицер: как полицмейстер Александровска-Грушевского наводил порядки сто лет назад
Михаила Дмитриевича Феличкина назначили на должность полицмейстера Александровска-Грушевского в середине июня 1914 года. Произошло это вскоре после громкого убийства околоточного Пожалуева, которое стало последней каплей чаши терпения горожан. Отставной подполковник, более 20 лет он служил в действующей армии. Это был очень энергичный, требовательный человек. Кроме этого, Феличкин обладал незаурядными организаторскими способностями. Он сумел убедить местных углепромышленников раскошелиться на сыскную часть полиции. Единовременно ими было пожертвовано 2575 рублей. Для этого был установлен специальный сбор по 7 копеек с 1000 пудов отправленного антрацита. Им был открыт питомник для разведения служебных собак породы «немецкая овчарка» и «доберман пинчер». Феличкин выписал для грушевских полицейских форму единого в стране образца, а перед начальством ходатайствовал об увеличении штата городской полиции на 20 пеших стражей порядка и получил на это «добро». Это очень воодушевило горожан, однако другое известие им не очень понравилось.
Новая метла
На страницах «Александровск-Грушевской маленькой газеты» было напечатано объявление, которое касалось домовладельцев, арендаторов домов, заведующих казёнными лавками и общественными зданиями в Александровске-Грушевском и на рудничных поселениях. Начиная с 24 июня 1914 года им приказывалось в месячный срок устроить напротив своей недвижимости тротуары. За невыполнение указа нарушителям грозило судебное разбирательство по 29 статье Устава о наказаниях. Кроме тротуаров Феличкин призвал грушевцев обратить внимание на санитарное состояние своих дворов. Имелись ввиду выгребные ямы, сорные ящики и туалеты, называемые в ту пору «клозетами». Время также отводилось – месяц, по истечении которого нерадивым хозяевам грозил штраф 500 рублей или арест 3 месяца. Плюс ко всему «дурная слава» на весь город. Списки проштрафившихся регулярно печатали в газете. Тогда же Феличкин напомнил, что по закону таким домашним животным как свиньи и козы не место на городских улицах, ведь они портят немногочисленные клумбы и деревья в городском саду.
Раз обоз, два обоз…
Грушевцы в большинстве своём не были чистюлями. Часто помои выливались домовладельцами прямо на дорогу, а ассенизационный обоз, который должен был содержимое выгребных ям вывозить подальше от города, из-за распутицы, а иногда и просто из лени его владелца, вываливал содержимое бочек прямо за рыбным базаром (ныне площадь 40-летия Победы). Феличкин лично взялся осмотреть эти самые обозы. Оказалось, что их в городе два, причём оба частные. Один ассенизатор оказался вполне добросовестным и обоз содержал в порядке и работал исправно, а вот второй предстал перед полицмейстером в пьяном виде, за что был посажен в кутузку до вытрезвления, а позже за неисполнение надлежащим образом своих обязательств арестован на три месяца.
Досталось от Феличкина и извозчикам. Их он обязал содержать в чистоте места стоянок своих экипажей, а также инициировал проверку здоровья лошадей, в результате которой у одной из них заподозрили сап. Лошадку изолировали, так как эта болезнь опасна и для людей.
Повысил раскрываемость
Неутомимый полицмейстер не только лично проверял санитарное состояние дворов, обозов и тротуаров, но и принимал участие в облавах на преступников. Эти мероприятия частенько проводились по ночам, что было необычно для местных стражей порядка. Им казалось, что начальник вообще никогда не спит. Благодаря его кипучей деятельности в Александровске-Грушевском было поймано несколько опасных преступников, разыскиваемых на территории всей Российской империи. Среди них оказались и фальшивомонетчики, которые устроили здесь целую лабораторию по выпуску фальшивых кредитных билетов. После нескольких громких арестов преступники стали обходить наш город стороной.
За время пребывания на посту полицмейстера Михаила Феличкина раскрываемость преступлений сильно повысилась. Многие раскрывались по горячим следам. К великому сожалению добропорядочных горожан, Феличкина в сентябре того же года перевели в Читу.
Автор: Александра Зайцева.