Летняя мода 1914 года: во что одевались шахтинки более ста лет назад
Начиная с 1900 года женская мода причудливо менялась. И хотя корсеты всё ещё стягивали женские тела, в целом силуэт женского костюма стал мягче. Появились драпировки, талия стала выше, появился стиль «неогрек», т.е. неогреческий, отсылающий к античности. Во всём царствовал «Модерн» с его мягкими изгибами и причудливыми сочетаниями цветов и материалов.
В последние предвоенные годы в женской одежде было буйство красок, на что повлияли «Русские сезоны» Дягилева в Париже. Женщины были женственными, даже несмотря на то, что среди них всё чаще встречались феминистки. Те, кроме борьбы за равноправие с мужчинами, боролись ещё и за отмену корсетов. И они добились-таки своего. Летом 1914 в моде были платья ещё более свободного кроя, но всё ещё длинные.
Уже в следующем 1915 году, когда будет во всю идти Первая мировая война, длина юбок уменьшится. И этот процесс продолжался все годы войны. Появилась даже шутка: «Война затягивается, а длина юбок уменьшается». Связано это было с подорожанием как продуктов, так и всего остального, в том числе и тканей, а также тем, что женщинам пришлось идти работать, а это в складках, рюшах и перьях, как известно, делать неудобно.
Красивые картинки
Александровск-грушевские щеголихи изучали модные тенденции, читая журналы и их красочные приложения. Особо понравившиеся картинки барышни сохраняли. Недавно шахтинец Евгений Т. обнаружил на внутренней стороне крышки старинного сундука несколько страниц из такого журнала.
Чрезвычайно популярным являлся еженедельный журнал для семейного чтения «Нива». В нём печатались литературные произведения, исторические, научно-популярные и различные юбилейные очерки, репродукции и гравюры картин современных художников. Статьи общественно-политического содержания приводились в «благонамеренном» духе и сопровождались многочисленными иллюстрациями. Это были и рисунки, и фотографии.
В №18 1914 года в журнале были напечатаны «Новейшия моды летние костюмы». На них изображены француженки в образе греческих нимф (заглавное фото).
Чтобы пошить такое платье требовалось не менее 4 метров ткани. Богатые выписывали новинки из столиц, а обычные горожанки ходили в лавку к приказчику.
«Американцы» и простые грушевцы
Лавки мануфактурных товаров располагались в самом центре города. На Церковно-базарной площади (ныне пл.В.И.Ленина) имели свои лавки Игнат Белышев, Владимир Иевлев, Фёдор Кочетков. Недалеко от них на ул.Александровской (ул.Ленина) торговали братья Веровские. В 1914 году в их лавке продавали ситец по 5 копеек за аршин (1 аршин приблизительно равен 0,7 м). Японки ситцев – два отреза по рекламной акции отдавали за 25 копеек, а муслин английский, заменяющий батист, стоил 10 копеек. Цены у Веровских были ниже, чем у остальных и конкуренты негодовали по этому поводу. Также торговцев мануфактурой раздражало, что Веровские постоянно устраивают рекламные трюки. «Нельзя же быть такими «американцами»!», - возмущались они. Вероятно, модниц в городе хватало, так как в Александровске-Грушевском существовало целое «Мануфактурное товарищество».
Натура такая
Сегодня в век новых технологий и искусственных материалов ситец – лёгкая хлопчатобумажная ткань является скорее экзотикой, а тогда это была самая доступная и популярная. Японками называли яркие ткани, а муслин – приятная на ощупь, невесомая ткань. Ее изготавливают из очень тонких хлопковых нитей. В большинстве мануфактурных лавок можно было приобрести и готовое платье и даже подогнать его по фигуре. В связи с этим возникали порой конфликты. Например, когда покупательница с нестандартной фигурой после подгонки одежды пыталась возвратить товар, мол мужу не понравилось. Тут всё зависело от темперамента покупательницы и изворотливости приказчика, которому хотелось и клиентке угодить и перед хозяином не осрамиться. Результат окончания таких споров трудно было предугадать.
Период начала ХХ века принято считать «прекрасной эпохой», которая закончилась с началом Первой мировой войны. В последний год перед началом великих потрясений женщины старались походить на греческих нимф.
Автор Александра Зайцева.