Логопед из Шахт рассказала как научить ребёнка преодолеть дефекты речи
Наталья Алексеева - учитель-логопед автономной некоммерческой организации "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "УМКА" - рассказала о логопедическом сопровождении ребёнка в раннем развитии (от года до трёх лет).
Речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем лучше ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию.
Основной целью оказания ранней помощи является предупреждение и максимальное снижение выраженности нарушений в психофизическом, и в частности в речевом развитии детей раннего возраста.
В процессе диагностики выясняется степень сформированности: понимания речи, слухового внимание, фонематического слуха, активной речи, мелкой моторики.
По результатам этого обследования выявляются дети «группы риска», намечается пути коррекционной помощи детям, а также, разрабатывается индивидуальная программа.
Оказание консультативной помощи и просветительская работа с родителями позволяет значительно повысить уровень их компетентности в вопросах, касающихся воспитания и обучения детей раннего возраста и включение их в процесс коррекционной работы.
Главной особенностью коррекционной работы с детьми раннего возраста является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:
– диагностическое изучение для уточнения стартовых возможностей, перспектив, темпов обучения;
– построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
– занятия интегрированного характера, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия;
– построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работа и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
– использование игровой мотивации на всех занятиях;
– продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день, но не более 15-20 мин;
Логопед при работе с детьми создаёт игровые ситуации для вызывания спонтанной речи, использует различные виды игр и игровых упражнений.
Результаты реализации коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста положительно отражаются на уровне психических процессов, экспрессивной и импрессивной речи. Дети с желанием включаются в решение предметных задач, появляется стремление к самостоятельной деятельности, к получению правильного результата.
Несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:
- Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
- Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
- Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
- Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
- Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
- Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
- Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
- Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.
Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку, и родителю.